ClickCease

Герб Канады. Часть 2.

Mon, Jan 17, 2022
0
Итак, продолжаем наш рассказ. Читайте начало статьи тут.

     В среднем ряду слева мы видим АРФУ на голубом фоне. Это герб независимой Ирландии – единственного государства в мире, имеющего изображение музыкального инструмента на своем гербе!

     При слове «арфа» в нашем воображении возникает ее образ – бархатное волнообразное звучание; массивная, но изящная рама со струнами, напоминающая крыло бабочки; арфистка, похожая на некое неземное существо, руки которой, как крылья, летают по туго натянутым струнам, извлекая столь чарующие звуки. А порой пальцы арфистки скользят по струнам (этот прием называется глиссандо), и тогда водопад нежной, как будто искрящейся музыки завораживает слушателей, лаская не только слух, но, пожалуй, и душу. 

     Арфа – прекрасный и древний инструмент, две гипотезы рассказывают о ее появлении.

     Первая принадлежит историкам. Они предполагают, что древний человек, натягивая тетиву на лук, заметил, что она может издавать мелодичный звук, а натянув две-три струны, можно было сыграть и несложную мелодию.  Дальнейшее совершенствование этого пока еще очень простого инструмента приводит к изобретению арфы, лиры, родной сестры арфы. Здесь все понятно, и с этим не поспоришь.

     Со второй гипотезой все сложнее, поскольку она рассказывает о божественном происхождении арфы. Надо отметить, что арфу знали и в Древней Месопотамии, Египте, Греции и других древних культурах, поэтому существует множество легенд, посвященных арфе. 

     Но нас на данный момент интересует Ирландия, так что вспомним одно из старинных ирландских преданий. Оно своими корнями уходит в еще более глубокую кельтскую древность, но ирландцы, уже будучи христианами, не отказывались от языческого кельтского наследства.

     Легенда повествует о мудром вожде Дагде, у которого имелся волшебный набор всего самого необходимого: котел, в котором никогда не заканчивалась еда, палица, с которой он всегда побеждал врагов и – самая первая арфа, которая была подвластна только ему и которая могла вызывать у людей самые разные эмоции. Мудры были древние люди – о таком наборе, думается, мечтали бы и современные правители! Когда арфу похитили противники, Дагда пришел в их замок на пир и стал играть на арфе: заиграл печальные мелодии – все расплакались, заиграл веселые – все развеселились, затем сыграл убаюкивающую мелодию – все заснули. А Дагда ушел, забрав с собой арфу. Позже он был обожествлен, и люди верили, что Дагда, играя на арфе, меняет времена года.

     Любовь ирландцев к арфе подтверждается и историческими находками – сохранились резные изображения арф на каменных рельефах VIII-X веков, на раскопках найдены были более десятка старинных арф полностью или во фрагментах. С XIII века арфа признается символом Ирландии. Когда Ирландия вошла в состав Соединенного Королевств в 1603 году, арфа появляется и на его гербе.

     Надо особо подчеркнуть, что арфа была для ирландцев не просто любимым музыкальным инструментом, это был (и есть) символ национального самосознания, предмет национальной гордости. Ирландские барды не только сказывали старинные предания, перебирая струны, но, играя на арфе перед битвами, они поднимали боевой дух воинов, арфисты хранили национальную память, напоминали о свободе и независимости. Поэтому когда англичане завоевывали Ирландию, они запрещали не только ирландский язык, имена, национальный костюм, также был запрет играть на арфе, арфисты не имели права, под угрозой большого штрафа, посещать территории подвластные англичанам. Особенно жестокие порядки существовали в середине 17 века при Оливере Кромвеле, когда арфы уничтожали, а арфистов казнили. Лишь к концу 18 века наметилось смягчение законов, тогда же был отменен запрет на арфы.

     Ирландцы же никогда не забывали об арфе, ее музыка всегда звучала в душе народа. Вот одно из доказательств. Томас Мур, ирландский поэт 19 века, близкий друг Джорджа Байрона, писал:

                                                    Знаешь, арфа моя, что звенит под рукой,
                                                    В незабвенные дни была девой морской
                                                    И вечерней порой, беспредельно нежна,
                                                    В молодого скитальца влюбилась она.

     И сейчас этот благородный инструмент находится на гербе Великобритании, в состав которой входит северная часть Ирландии, и на гербе независимого государства Ирландия, утвержденном в 1945 году, по-прежнему красуется арфа.

     В среднем ряду справа мы видим французские королевские ЛИЛИИ на голубом фоне.

     Как древние ирландцы полюбили арфу, так французам полюбилась лилия. Да и в самом деле невозможно устоять перед необыкновенной хрупкостью, утонченностью, какой-то даже доверчивой беззащитностью белоснежной красавицы.

     История лилии как королевского символа восходит к королю франков Хлодвигу (481-511). Легенда рассказывает, что во время одной из битв чаша весов начала склоняться в сторону противника, тогда Хлодвиг воскликнул: «Христианский бог, верую в Тебя, помоги мне победить!» Вслед за этим ему явился ангел с лилией как знак того, что его призыв услышан, Хлодвиг же преисполнился необычайной храбрости, повел свое войско на врага и победил его. После победы Хлодвиг поместил на свое знамя лилию, но не белую, а «огненно-красную» (может быть, это была нам известная оранжевая лилия?), поскольку, рассказывают, этот цветок рос по берегам реки Ли (Lys) в Восточной Фландрии, где происходила битва. А воины Хлодвига, возвращаясь домой, увенчали свои головы венками из лилий.  

     Другая легенда говорит, что водяные лилии указали Хлодвигу брод через реку, где он прошел, внезапно напал на врага и победил. Кстати, такое наслоение мифов и даже некоторые противоречия часто встречаются в старинных преданиях. 

     Но сохранился и точный факт – в 496 году Хлодвиг принял крещение, христианство начинает постепенно утверждаться на франкских землях. Лилия же укрепляет свои позиции, тем более, что в Библии и Евангелии лилия упоминается в самом лучшем контексте. Вот, например, слова Христа из Нагорной проповеди в Евангелии от Луки (12:27): «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут, но говорю, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них!». Эти отрывки зачитывались в храмах, и они исподволь формировали отношение и к лилии. Неудивительно, что такой белоснежный прекрасный цветок становится атрибутом Девы Марии, подчеркивая ее чистоту и целомудрие. С течением столетий лилии Богородицы становятся эмблемой королевской власти. Герб короля Франции, представляющий собой лазурное поле, усеянное золотыми, стилизованными, так называемыми геральдическими лилиями, известен с короля Людовика VII (12 век), при Карле VII (15 век) он становится официальным государственным гербом.

     В эти века поэты стали называть Францию «царством лилий; поэты сравнивали возлюбленных с лилиями. Вот строки из стихотворения трубадура Гираута де Борнейль: 

                                              А в том саду, средь зелени аллей
                                              Явилась мне лилея из лилей,
                                              Пленила взор и сердцем завладела...

     Сам узор с геральдическими лилиями широко использовался в королевской Франции при украшении мебели, тканей, оружия и т.д.

      Появилось выражение «негоже лилиям прясть» (французский - les lys ne filent pas) – та, которая прядет, то есть женщина, не может занимать престол. Это не был напрямую антифеминистский закон, первоначально он был принят для того, чтобы не допустить на престол даму сомнительного происхождения. Было еще и такое выражение - «восседать на лилиях» (французский - être assis sur de lys), т.е. занимать должностные посты, представители которых восседали на креслах с изображением лилий.

     Когда юная и отважная Жанна Д'Арк, будущая национальная героиня (и, кстати, католическая святая) отправилась в поход спасать Францию и родной Орлеан, она получила знамя с золотыми лилиями.

     Но лилия использовалась и для совершенно другой цели. Наверное, все помнят знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера» и одну из героинь - прекрасную, но коварную Миледи. Для ее супруга графа де ла Фер (Атоса) было потрясением увидеть на ее прелестном плечике клеймо – лилию. Так клеймили преступников и особенно развратниц (Миледи соблазнила священника), дабы символом чистоты стереть грехи. 

     А потом... потом – Великая французская революция, и голова короля Людовика XVI упала на плаху 10 августа 1792 года.  В XIX в. появятся другие короли, другие династии, но, пожалуй, это будет уже закат французской монархии.

     Но – вот ведь парадоксы истории! –  монархия канула в небытие (ну или почти в небытие, поскольку имеются претенденты на французский трон),  а королевские геральдические лилии живы и здоровы.  Кроме канадского герба, их можно видеть еще и на на флаге и гербах городов франкоязычной провинции Квебек.

     В нижней части щита изображена КЛЕНОВАЯ ВЕТВЬ с тремя листьями, символизирующая Канаду как древо, а живущие здесь народы – его ветви и листья, то есть в этот фрагмент герба заложена объединительная идея, выраженная сугубо канадскими символами.

     ОКАЕМ красного цвета в виде круговой ленты опоясывает щит. На нем начертан девиз на латыни, взятый с высшей гражданской награды Ордена Канады – Desiderantes meliorem patriam – Они желают лучшего родине. 

    Щит и окаем поддерживает пара геральдических животных – ЛЕВ и ЕДИНОРОГ. В геральдике их называют щитодержателями, они позаимствованы с герба Великобритании. Лев держит флаг Великобритании, единорог – синий флаг с французскими королевскими лилиями. 

     Если о льве уже было сказано, то единорога встречаем впервые. Единорог – белоснежный конь со спиралевидным рогом, считался одним из самых благородных, деликатных животных, был символом чистоты, благоразумия. Вспомним портрет Дамы с единорогом работы великого Рафаэля или знаменитую шпалеру, которая также изображает молодую женщину с единорогом, примеры можно множить, важно то, что человеку Средневековья этот символ был знаком и понятен. 

     Пара «лев и единорог» имела различные значения – где-то это была борьба, где-то они мирно сосуществовали друг с другом. На гербе Великобритании единорог – один из символов Шотландии – появился после того, как Шотландия вошла в состав Соединенного королевства.  Предположительно, после этих событий появилась английская народная песня о битве Льва и Единорога:

                                          Вел за корону смертный бой со Львом Единорог,
                                          Гонял Единорога Лев вдоль городских ворот.
                                          Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог,
                                          А после их под барабан прогнали за порог.
                                                                                                     (Перевод С.Маршака) 

     Под щитом и щитодержателями вьется голубая ЛЕНТА с золотой каймой и девизом, написанным на латыни: A mari usque ad mare. Это слова из 71 Псалма: И обладает от моря до моря. Псалмопевец говорит о том, что воспеваемый им Царь будет владычествовать над всеми землями. Эти слова на гербе обращают к Канаде, которая раскинувшись посреди даже не двух, а трех океанов, владеет этими землями.

     ОСНОВА герба представляет собой живописную клумбу, она составлена из геральдических растений, которые также напоминают о нациях, создавших Канаду: французские королевские лилии (см. выше), английские розы, шотландский чертополох, ирландский трилистник.

     Английская РОЗА – королеве цветов, конечно же, нашлось место на английских гербах. Белую розу на гербе имел один из самых знатных и влиятельных английских родов – род Йорков. В XV веке начинается война за власть между Йорками и другим знатным родов Ланкастеров, имевших на гербе алую розу. Она стала называться очень красиво – Война Белой и Алой Роз, хотя на самом деле, это было на протяжении многих лет кровопролитное и жестокое побоище.  Но ничто не вечно под луной, война постепенно стала утихать, а король Генрих VII, воссевший на престол в 1485 году, захотел окончательно положить конец вражде двух родов. Он предпринимает неординарное, остроумное решение соединить две розы в одну, с тех пор в английском и родственных ему гербах можно видеть бело-алую розу.

     ТРИЛИСТНИК (клевер) – не просто один из древних символов Ирландии, который еще древние кельты считали лучшей защитой от злых сил и колдовства. В 5 веке на Зеленый остров прибыл с проповедью христианства Святой Патрик. Он, чтобы объяснить догмат Святой Троицы, использовал трилистник, который стал и его знаком, и знаком всех ирландцев. До сих пор солдаты и Северной Ирландии, и республики Ирландия прикалывают к груди украшение в виде трилистника на день Святого Патрика, а уж про многие организации, которые используют трилистник, и говорить не приходится. 

     ЧЕРТОПОЛОХ Шотландии – замечательное растение, интересно, что практически все народы, на землях которых произрастает чертополох, считают его защитой от нечистой силы. Само русское слово «чертополох» означает переполох чертей, их испуг. Многие виды чертополоха, например, расторопша, имеют лекарственное значение. Кроме того, чертополох – прекрасный медонос. 

     В X веке, но, возможно, чуть раньше или позже, чертополох сослужил великую службу шотландцам, о которой они помнят и сейчас. Итак, легенда. В те времена прибрежные скотты страдали от набегов викингов, которые разоряли их селения, людей уводили в плен. Король скоттов решил их защитить и со своей армией расположился где-то недалеко от берега. Викингов этим было не особо напугать, но тактику надо было немного изменить - они решили напасть на королевское войсто под покровом ночи. Скотты не ожидали, что их сон кто-то нарушит, как будто они пришли не на войну, а на пикник, поэтому они даже не выставили караулов. Викинги, даром что были грубыми вояками, здесь действовали очень осторожно – чтобы не шуметь они сняли обувь и босиком направились к военному лагерю скоттов. Судьба последних была бы очень печальной, если бы не чертополох. Как когда-то гуси спасли Рим, так чертополох спас скоттов.  Викинги попали в заросли чертополоха, который вонзился своими острыми, как иглы, колючками в босые ноги викингов, невольно они начали вскрикивать, но этого было достаточно для того, чтобы скотты пробудились и дали достойный отпор противнику.

     Позже был учрежден Орден Чертополоха, имеющий девиз – «Никто не тронет меня безнаказанно».

     Вот такие истории мы можем вспомнить, рассматривая столь насыщенный образами и нарядный герб Канады. 

                                                      Продолжение следует...
  
     
     
   
      
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet