ClickCease

Кушать подано: о постном

Mon, Apr 28, 2008
0
В разгар Великого поста неплохо было бы задуматься, а зачем и в чем, собственно, суть. Я вообще-то заметила, что в иммиграции народ как-то живее и чувствительнее реагирует всякие религиозные праздники, как называется, «дорвались». На протяжении довольно длительного времени (а именно – временной пуповины существования советского союза) религия, представленная православной церковью, была почти успешно подавлена общесоюзной марксистской идеологией. Церковь заколочена и на святые праздники окружена людьми в форме – чтобы «не дай Бог» кто-нибудь из «товарищей» не проник внутрь, пасочку посвятить, например. Хотелось бы тут сделать небольшое отступление и немного посопеть на тему, собственно, запрета религии как таковой во времена идеологии социализма, в которой, кстати, марксизм являлся эффективным орудием социалистической догматики. Вся антирелигиозная концепция Маркса находит вполне обоснованное объяснение в его воинствующем атеизме. Ситуация-то – пустяк, борьба двух миров – ретивого, верующего в высшую миссию, пролетариата и угнетающего его буржуазного класса. Но, если принять во внимание, что Маркс верил в концептуальную утопию социализма, базирующуюся на общественном благе для максимального количества людей, получается, что Маркс исходил из исключительно этической точки зрения, искренне решив, что религия попросту будет отвлекать серьезных людей от построения светлого будущего. Следовательно, его стихийный атеизм вылился в учение, призванное придать социальному движению материально-экономический характер и приземлить замечтавшихся на пути становления начинающих марксистов. Другой вопрос, что его теория и учения были истолкованы как способ поддать жару классовой ненависти, как писал в свое время Булгаков. Однако в двух словах трудновато передать отношение Маркса и влияние его учения на религиозный (или антирелигиозный) вопрос. Результат гораздо проще – запрет религии как-то притупил наше понимание религиозных традиций и обрядов (назовем это так). Вот кое-как вышло, наперекор партии, выкрикивающей «религия – опиум для народа», что знание и осмысление религиозных традиций кривовательно дошло до нашего поколения, через мудрых прабабушек и практичных бабушек. В иммиграции же, человек чувствует необходимость найти точку опоры, и тут же обостренное чувство непринадлежности, какое-то малопонятное потупленное ощущение одиночества и все той же меланхолии начинают давить изнутри, подталкивать, заставлять нас судорожно вспоминать какие праздники в какие дни, что надо делать, что не надо… Вот, например, только иммигрировав, в первый год вдруг решили пойти в церковь, но все никак не могли вспомнить – когда именно надо идти? Второй год уже знали когда именно, и даже пошли, но опоздали – служба закончилась. В третий год, все сторонние дела отменили, распечатали географическую расположенность православных церквей, даже часы работы узнали, платочки одели, приехали, помолились, уехали. Так ничего и не поняв. Позыв-то есть, и даже знание пришло, а понимание опаздывает, лет эдак на шестьдесят-семьдесят. Понимание того, например, что смысл поста не заключается в банальном голодании. Тут надо вникнуть в чем состоит самая главная задача поста, а сформулировать ее очень даже легко: на самом деле просто не думать плохо об окружающих. Или, для начинающих сие благодарное дело, хотя бы искренне попытаться не думать плохо об окружающих. Как в фильме Шварценеггера из живота какого-то гражданина вещал сморщенный карлик: «open your mind! Open your mind!» Подходить к посту надо со всей ответственностью, потому что нормальный вменяемый человек в принципе к таким радикальным изменениям в своей будничной жизни не готов. Окруженные стрессами, идиотами за рулем на дороге, не совсем нормальными сотрудниками на работе, мы не часто, если не сказать просто крайне редко, можем соблюсти чистоту ума и душевную гармонию. Да и вообще-то все окружающее нас общество просто плачет и просит быть обсыпанным самыми замысловатыми ругательствами на каждодневной основе. А если учесть, что при этом ты еще и голодный весь день – это просто весь букет. Но поэтому-то пост сам по себе не является самоцелью, это лишь одна составляющая очищения души от грехов, от, в случае поста, грехов, относящихся к телу: чрезмерное обжорство, пьянство, секс и прочие деяния, связанные с телом, той же категории. Посту полезно сопровождаться какой-то уместной молитвой, так как молитва очищает грехи, относящиеся к душе: зависть, гордыня и прочие чувства, играющие чечетку на собственном эго. Тут же надо добавить, что молитва, равно как и сам пост, должна быть совершена чистосердечно и добровольно, и, самое главное, искренне. Считается, что пост оголяет духовую часть человека, и ей, высунувшейся наружу, становится холодно и поэтому она начинает углубляться. Тут же многие сравнивают пост, период укрощения плотских страстей, с укрощением вставшего на дыбы жеребца, на котором, причем, сидишь ты сам. Если не справится с разбрызгиваемым пену животным, неминуемо придешь к гибели. Теперь, собственно, перейдем к рассмотрению самого вопроса «голодовки». Пост должен не просто менять на какое-то время моцион, но и в принципе, призван изменить мировоззрение человека. Во время Великого поста по идее не запрещается есть только продукты растительного происхождения (вот вегетарианцам в этом плане повезло, им только от сыра и молочных продуктов надо отказаться), так как считается, что потребляя что-то, имеющее хоть какое-то отношение к чему-либо животному, мы едим себе подобного. Некоторые прибегают к весьма хитрым уловкам – ведь ни в каких правилах ничего не написано про там лягушачьи лапки (которые очень напоминают по вкусу ту же курицу), соевое мясо, креветки, мидии и прочее тому подобное. Но в таком случае это становится этическим выбором самого человека. Опять же, смысл поста в добровольном воздержании, а не состязании «кто хитрее». А вот другие наоборот – кидаются в крайности, читают этикетки на пирожках – а нет ли там эссенции сухого молока, морят себя голодовками и при этом делают больную голову всем окружающим своими наставлениями. Пост должен стать разумным средством духовного очищения. Кстати, и человек, соответственно, должен быть в разумной возрастной категории. Не имеет смысла пытаться как-то духовно очистить растущий детский организм, которому совершенно необходимо питаться много и здорово. Если же чья-то психика все-таки не выдержала длительного (сорокадневного) воспитания собственной разбушевавшейся плоти – ничего страшного, главное, во время сообразить свою ошибку и вернуться обратно на путь истинный. Как говорится, подниматься после падения тяжелее, чем идти ровно, спортивной трусцой.
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet