Комментарии

Наедине с гитарой

Франсиско Таррега - выдающийся испанский гитарист и композитор.

Родился великий гитарист в 1852 году в скромной семье из Кастельона в Испании. В детские годы ему пришлось несколько раз слушать исполнение слепого гитариста Мануэля Гонсалеса, который имел славу знаменитого гитариста и в те времена в провинции Валенсия ему не было равных. Мальчику так понравилась игра музыканта, что когда ему исполнилось 11 лет, он решил заниматься у него. Позже он брал уроки у Феликса Пансоа и Себриана, и когда ему удалось попасть на концерт Аркаса, он настолько серьезно увлекся инструментом, что сделал все возможное, чтобы заниматься под его руководством. Позже, он переехал в Барселону. где ему покровительствовал граф де Парсент, восхищенный большими способностями Тарреги. Он помогал ему, пока великий гитарист путем упорного труда и напряженных занятий не стал хорошим исполнителем. Он переехал в Валенсию, где еще больше интенсифицирует свои занятия и дает несколько концертов, сделавших его знаменитым. Таррега переезжает в Мадрид, где в 1874 года он поступает в "Национальную школу музыки" по классу сольфеджио и на публичном конкурсе этого учебного заведения в июне 1875 года получает первую премию. В это же время он занимается фортепиано и гармонией. Но молодой Таррега недолго колебался в выборе между двумя инструментами, которыми он занимался - гитарой и фортепиано, и выбирает гитару.


В мае 1880 года в Мадриде поэт Патерно организовал литературно–музыкальный вечер и писал следующее: "Музыкальная часть была поручена Франсиско Тарреге, Сарасате гитары, и мы никогда не слышали и не сможем услышать ничего лучшего на этом инструменте". В 1880 году артист переезжает в Париж, где добивается еще большего успеха. Также успешно он выступает позже в Лондоне. Вернувшись в Барселону, он предпринимает большое турне по крупным городам полуострова, приняв крещение как гитарист–исполнитель самого высшего класса, какого никогда еще не слышали в Испании. В Книге "Музыкальные знаменитости" Фернандо де Артеага приводится следующее мнение о завоеванной великим артистом славе: "Франсиско Таррега, выдающийся артист, который превзошел, что кажется невозможным, знаменитых гитаристов Сора и Агуадо, напоминающий своими счастливыми безумствами Паганини и Листа."  Барселона – город, где он добился наибольшего успеха, где у него было больше всего друзей и где он больше всего провел времени в своей бродячей жизни концертного исполнителя. Из–за того, что гитара в то время рассматривалась как инструмент, который не допускает просторных помещений и многочисленной публики, Таррега не добился социального положения, которое по своему таланту он должен был бы занимать. Отсюда его очень скромное существование, которое освящало только любовь супруги и почитателей, жизнь, заполненная, требующими огромного терпения занятиями, которые он не прекращал и в апогее славы, и которые привели гитару к такой степени совершенства, о которой в то время не могли и мечтать.

Таррега выдающийся артист. Он не только искуснейший исполнитель. Его слушателей очаровывали его нежность и чувствительность, элегантная и классическая фразеология, отсутствие чувственного жеманства, столь характерного для гитаристов того времени. Для него было характерно полное владение гармонией, разнообразие созвучий,  которые он извлекал из инструмента, чистота и ясность исполнения. Достаточно указать на чудеса, которые он совершал, когда небрежно, как бы очищая гриф гитары, очаровывал слушателей своей игрой.

    Кроме того, Таррега – превосходно владеет гармонией, чему свидетельства - его оригинальные произведения и переложения. Это настоящее чудо, напоминающее нам чудеса, которые получались при переложении Листом для фортепиано симфоний Бетховена. Чудесно было слушать в исполнении Тареги сонаты Бетховена, Похоронный марш Тальберта, Канцонетту и романсы Мендельсона, этюд тремоло Готчока и другие очень трудные сочинения, при этом абсолютно все мелочи сохраняются с гармонической полнотой, мастерством и талантом интерпретации. Из его оригинальных сочинений самые важные: собрание из 12 этюдов, Каприз–Гавот, две мелодии, Скерцо в ре мажоре, фантазия на испанские мотивы, Вариации на тему Венецианского карнавала, Концертный этюд в ля мажоре, Воспоминания об Альгамбре, Вариации на тему хоты.

   Заслуга Тарреги – оживление возрождения гитары, которое начали в Испании П. Басилио и Ф. Сор, Аркас, Виньяс, Брока, Парга, Ферре и др. Таррега стал связующим звеном между эпохами гитары и он осуществил это как исполнитель и композитор, дав сильный толчок инструменту.   Кроме того он был также создателем школы, которую можно считать новой эрой гитары, открывающей новые горизонты.

Как композитор Таррега написал 34 произведения. Это:

1. Арабское каприччо.

2. Мавританский танец.

3. Грезы (тремоло).

4. Воспоминания об Альгамбре (тремоло).

5. Гавот Мария.

6. Павана.

7. Менуэт (пиццикато).

8. Мазурка (в соль мажоре).

9. Мазурка Мариэта.

10. Мазурка Аделита.

11. Мазурка Мечта.

12. Арагонская хота.

13. Слеза (прелюд).

14. Печальная песня (прелюд).

15. Оремус (прелюд).

16. Заря (музыкальная шкатулка).

17. Бабочка (характерный этюд).

18. Этюд в форме менуэта.

19. Большой вальс.

20. Вальс “Исабель”.

21. Две сестрички (вальс).

22. Вальс.

23. Танец одалисок.

24. Полька Росита.

25. Качели.

26-34. Девять прелюдов.

    Великий валенсиец умер в 1909 году. Имя Тарреги присвоили одной из улиц Вильяреаля, еще одной в Кастельоне и одной в Барселоне. На площади Сан Паскуаля есть мемориальная доска со словами: "В этом доме родился 21 ноября 1852 года слава и честь Вильяреаля, выдающийся гитарист дон Франсиско Таррега и Эйксеа". В городе Кастельон–де–ла–Плана в Главном парке возвышается памятник, который Испания воздвигла своему выдающемуся гитаристу.

Александр Михайлов

Website:  www.alexguitarschool.16mb.com

Tel:  647-762-9399

Последние статьи
Современный репертуар для классической гитары

Со времени создания первого музыкального инструмента прошло много времени. Инструменты преображались, совершенствовались, приобретая самые причудливые формы и виды. Пройдя путь не одного тысячелетия, ...

 
Влияние классической музыки на здоровье человека

Каждый человек любит высокое искусство, а музыка давно и прочно вошла в нашу жизнь, стала ее неотделимой частью. Однако, довольно мало людей задумываются над тем, что любимые звуки оказывают очень си...

 
Выбор электрогитары

Любой начинающий гитарист всегда задаётся вопросом выбора хорошей гитары. Покупка электрогитары является делом не простым, особенно для тех, кто делает свои первые шаги в гитарном мире. В настоящее вр...

 
12-струнная гитара

Вряд ли можно определенно сказать, сколько на гитаре должно быть струн для оптимального звучания. Каждый гитарист по-своему отвечает на этот вопрос. Так, гитарист с Гавайев может сказать, что четыре с...

 
История семиструнной гитары

На рубеже XVIII-XIX веков наряду с шестиструнной существовала еще и пятиструнная гитара, но ее дни уже были сочтены. Внимание стал привлекать вопрос о добавлении 7-й струны, что имело место в Европе ...

Copyright © 2019 Torontovka.com, All rights reserved