В моем воскресном шоу на Newstalk 1010 звонивший пожаловался, что, хотя его работодатель разрешил ему продолжать работать из Коста-Рики, но сократил зарплату на 25%.
То, что я ему сказал, ему не понравилось.
Сейчас мы наблюдаем переломный момент ситуации с удаленной работой. Почти два года назад правительство обязало большинство работодателей закрыть офисы, а сотрудники, которые не были уволены, стали работать из дома.
Многие канадцы воспользовались этим и уехали в загородные дома или переехали в менее дорогие районы, будь то сельские муниципалитеты Канады, а то и вовсе отправились за границу.
Подразумевалось, что, когда все нормализуется и офисы смогут вновь открыться, они вернутся к работе в ее традиционном понимании.
Моя фирма закрылась на целых два месяца с марта по май 2020 года, но затем все вернулось на круги своя. Но мы - аномалия. Наше офисное здание в основном пустует, как и большинство офисных башен Канады Корпоративной. Несмотря на массу заявлений о возвращении работе в офисе, его, по большому счету, так и нет.
Достаточно скоро, и, возможно, такие случаи уже имеют место, сотрудники, которых попросили вернуться в офис, смогут заявлять, что это принуждение к увольнению «по собственному желанию», поскольку в настоящее время они работают удаленно сверх времени, необходимого по закону. Мой совет работодателям – предупредить такую ситуацию и заранее потребовать, чтобы сотрудники либо вернулись, либо заключили контракт, позволяющий работодателю требовать их возвращения в будущем с уведомлением за один месяц.
Что касается моего звонящего, то при условии, что работодатель готов сохранить сотруднику зарплату в полном объеме при возвращении к работе в офисе в Торонто, он может снизить оплату, если работник предпочтет удаленку. Он может даже, как это делают некоторые американские компании, устанавливать разную ставку оплаты труда в зависимости от того, где сотрудник предпочитает работать. Так, зарплата может быть сокращена на 10%, если работник работает из своего дома в Торонто, не сократится, если он переедет в Нью-Йорк, и станет меньше на 50%, если он уедет в Индию или Коста-Рику. Но это допустимо только в том случае, если у сотрудника есть возможность вернуться в офис с полной зарплатой. В противном случае сокращение их заработной платы является принудительным увольнением.
Я объяснил звонившему, что он не учитывает еще одного момента. Если работодателя устраивает, что его работа выполняется удаленно, что помешает ему нанять жителя Коста-Рики или другой страны, готового выполнять тот же объем работы за часть его даже уже сниженной зарплаты. Эксперты Банка Англии предостерегали об опасности развития такой тенденции еще несколько месяцев назад.
Люди, работающие из дома, ратующие за то, чтобы сделать работу на дому постоянной (и большинство «удаленных» канадцев хотят, чтобы ситуация не менялась, по крайней мере, хотя бы некоторое время), должны как следует подумать о том, чего они хотят. Работа на дому может привести к большому числу нежелательных последствий для канадцев.
Позвольте мне привести пример некоей Элис, сотрудницы, которая в течение многих лет преданно трудилась у некоего работодателя. Со временем этот работодатель узнал ее, ее семью и помогал ей в различных трудных ситуациях.
Элис стала старше, стала не так хорошо справляться со своими обязанностями. Но компания не уволила ее, потому что знала, как тяжело будет ей и ее семье. Нет, ей дали доработать до пенсии. И история Элис – одна из бесконечного множества таких же. Я общался со многими работодателями и слышал от них о подобных Элис.
Когда сотрудники работают на дому, больше нет той человеческой привязанности в отношениях между работодателями и сотрудниками. А сотрудники, которые никогда не знали лично и не общались со своими работодателями в коридорах и на корпоративных мероприятиях, в свою очередь, также не столь преданны по отношению к своим работодателям.
Увольнение становится более анонимным. Я разговаривал с сотрудниками, которые устроились на работу за последние два года, и многие из них ни разу не встречались со своим начальством или коллегами помимо Zoom-общения, часто с выключенным видео или с аватаркой. Другой аспект этой анонимности заключается в том, что работодатели менее склонны ценить сотрудников и, как следствие, с большей вероятностью найдут им замену при первой же возможности снижения затрат.
Без личных контактов и при условии, что работодателя устраивает ситуация удаленной работы, компании могут нанимать новых работников в любой точке мира за гораздо более низкую заработную плату.
И онлайн-агентства по подбору персонала расширяют свои поисковые запросы, чтобы удовлетворить эти требования. Аналогичным же образом работодатели могут даже не ждать, пока им понадобится новый сотрудник, а заменить уже работающих сотрудников менее дорогими.
Это является проблемой не только для соответствующих работников, но и для службы занятости и налоговой системы Канады, поскольку в конечном итоге многие канадцы останутся не у дел. В сочетании с тем, что роботы и другие формы автоматизации становятся все более функциональными и менее дорогостоящими, на горизонте явственно рисуются предпосылки кризиса на рынке труда с последующим кризисом в финансовой сфере, так как грядет сокращение числа высокооплачиваемых сотрудников, платящих соответствующие налоги.
И, конечно, сотрудникам, которые работают удаленно, будет не хватать отношений с руководителями высшего звена, которые открывают возможности для продвижения.
Заглядывая в будущее, к чему в конечном итоге приведет работа из дома? Безработица, снижение заработной платы, перевод рабочих мест за границу и низшему классу работников, далеких от принятия решений и возможностей продвижения по службе.
Говард Левитт - старший партнер Levitt Sheikh, юридической фирмы по вопросам занятости и труда с филиалами в Торонто и Гамильтоне. Он практикует трудовое право в восьми провинциях. Является автором шести книг, в том числе «Правовые аспекты увольнения в Канаде».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.