Хотя снижение процентной ставки Банком Канады на прошлой неделе может показаться хорошей новостью, оно указывает на тревожные глубинные проблемы.
Центральный банк снизил ставку на 50 базисных пунктов, опустив ее до 3,75%. Интересно, что рынки облигаций учли это, не изменив доходность пятилетних государственных облигаций Канады после объявления.
В то время как политики приветствуют снижение ставок как признак того, что инфляция теперь находится под контролем, факт в том, что виновата именно слабеющая экономика, как недавно написала на X (ранее Twitter) Женевьева Рош-Дектер из Grit Capital. Она отметила, что Канада стала первой страной G7, которая снизила ставки, поскольку ее экономика отстает, и с тех пор последовало еще несколько снижений.
Согласно отчету экономиста Университета Калгари Тревора Томбе, к июню этого года реальный ВВП на душу населения снижался пять кварталов подряд. За предыдущий год ВВП на душу населения упал на 2,2%, а по сравнению с 2022 годом он снизился на 3,6%.
«Это имеет реальные последствия для экономического благосостояния и уровня жизни канадцев. Если бы Канада просто сравнялась с ростом США, например, наша экономика была бы на 8,5% больше сегодня. Это примерно эквивалентно увеличению годового дохода на $6200 на каждого канадца. Этот увеличивающийся разрыв стал самым большим за почти столетие, что должно вызвать серьезную обеспокоенность», — пишет он в исследовании Fraser Institute под названием Boosting Canada’s Competitiveness by Reforming Business Taxation.
К сожалению, все, что мы слышим из Оттавы, — это множество оправданий, а премьер-министр не желает признавать глубину проблемы. Но ведь первый шаг к решению проблемы — признать, что она существует.
Несмотря на заседание фракции Либеральной партии в прошлую среду, на котором некоторые ее члены выразили недовольство своим лидером, похоже, что ситуация будет продолжаться, если только не будет вынесен вотум недоверия до назначенных на октябрь 2025 года выборов.
В результате мы можем получить более слабый канадский доллар и экономику, ввергнутую в рецессию, в сочетании с усугубляющимся кризисом доступности, в то время, как налог на выбросы углерода продолжает сказываться на рядовых канадцах. Всё это будет только усиливать невероятную нагрузку на жилье, полицию, образование и здравоохранение, усугубленную рекордной иммиграцией.
Обесценивание нашей валюты должно вызывать серьезную озабоченность. Конце лета благоприятствовал канадскому доллару по сравнению с долларом США, но теперь наша валюта переживает минимумы с начала года.
В отчете Vanguard, опубликованном в июне, было установлено, что канадцы вкладывают 50% своих акций в внутренние активы. Это в 18 раз больше, чем доля канадских активов на мировом рынке акций (которая составляет примерно 2,7%). Канада также импортирует товары из Соединенных Штатов на сумму $280 миллиардов, что на 33% больше, чем в 2016 году. Ослабление канадского доллара только усугубит текущие проблемы доступности, с которыми сталкиваются многие канадцы.
Заглядывая вперед, если не произойдут какие-то серьезные изменения, мы не можем быть оптимистичны относительно нашей валюты, особенно учитывая увеличивающееся неравенство между нашими двумя экономиками. Мы должны прекратить воодушевляться снижением ставок и реально подготовиться решать эту проблему. К сожалению, нам, возможно, придется ждать до следующей осени, чтобы это произошло.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.