Небольшой, аккуратный домик в Гамильтоне, где Верика Гргич когда-то воспитывала своих детей, разрушен.
Полы из твердых пород дерева покрыты собачьими фекалиями, некоторые из экскрементов на кухне поросли плесенью. Гостиная завалена вещами и мусором, собачьими игрушками и изуродованным кошачьим стендом. Передняя стена и окно забрызганы и покрыты чем-то похожим на кровь. Резкий запах аммиака пронизывает дом.
Гргич и ее муж Маринко Врбанич показали CBC Hamilton состояние своего дома в Стони-Крик на следующий день после того, как они получили разрешение от Совета по арендодателям и арендаторам Онтарио (LTB) на выселение арендатора за неуплату более $24 000 арендной платы.
Гргич пыталась получить это решение целый год. Она вручила арендатору уведомление N4 в начале 2024 года, обратилась в LTB в марте и получила постановление о выселении в июле, но затем ей пришлось ждать до прошлой недели, чтобы наконец-то получить разрешение сменить замки.
«Я не преувеличиваю — это был худший год в моей жизни», — сказала Гргич. «Я бы никогда не поверила, что система так работает, но я узнала, что это реальность».
Подрядчик определил, что в доме необходимо будет заменить гипсокартон, напольное покрытие, черновой пол и бытовую технику, в том числе для того, чтобы избавиться от запаха, а общая сумма затрат превысит $100 000.
Арендатор не ответила на многочисленные телефонные звонки, текстовые сообщения, сообщения в социальных сетях или электронные письма ей лично или ее компании с просьбой прокомментировать ситуацию до и после ее выселения на прошлой неделе.
Для 47-летней Гргич этот опыт обошелся дороже, чем просто деньги.
Она иммигрировала в Канаду из Хорватии как мать-одиночка c двумя детьми и много работала в качестве персонального помощника. Она самостоятельно купила бунгало 14 лет назад. Когда она и Врбанич, 59 лет, поженились в прошлом году, они решили жить у него и сдавать ее жилье.
«На самом деле это скорее сентиментальная ценность, чем деньги», — сказал он.
Когда появился арендатор, ее рекомендации проверили, сказал Врбанич, хотя они не смотрели ее кредитную историю и не просили LTB предоставить какие-либо прошлые решения на ее счет. Она заплатила арендную плату за первый и последний месяц в ноябре 2023 года. Но с этого момента ситуация изменилось, арендная плата осталась неоплаченной, и Гргич сказала, что она просто наблюдала, как ее дом «приходит в упадок».
Позже Врбаник обнаружил на сайте Openroom — краудсорсинговой онлайн-базе данных — что арендатор была выселена в 2020 и 2022 годах из двух других домов в Гамильтоне за неуплату аренды. В каждом случае она была должна арендодателям более $15 000, согласно решениям LTB.
Мелкие арендодатели по всему Онтарио рассказали CBC News, что в последние годы они стали жертвами арендаторов, которые знают, как использовать LTB в своих интересах. Арендодатели говорят, что эти арендаторы намеренно затягивают разбирательства на месяцы, не платя арендную плату, а в некоторых случаях уничтожают имущество.
Гргич сказала, что «разрушения» ее дома можно было бы избежать, если бы ей разрешили выселить арендатора прошлым летом. Она сказала, что хочет предупредить других мелких арендодателей о проблемах в системе.
«Никому нет дела, — сказала она. — Ты просто сам по себе».
Пока хозяйка ожидала решения о выселении, условия в доме стремительно ухудшались. У них были проблемы с доступом для проведения инспекций, поскольку они боялись, что на них нападут три собаки внутри. Гргич сказала, что собаки и кошка оставались одни в доме, начиная примерно с сентября.
Соседка Джози Сорбара слышала, как собаки «все время лают», и видела, как они царапают переднее окно, рассказала 86-летняя женщина CBC Hamilton. Гргич сказала, что соседи также сообщили ей о собачьей драке, а на переднем окне была размазана кровь.
А потом случилось затопление.
Арендатор, проживающий в подвальном помещении, сообщил Гргич о том, что под потолком начала скапливаться вода.
Гргич и ее муж вошли в дом вместе с полицией, как показано на видео, которое увидел CBC Hamilton. Служба защиты животных, провинциальное агентство, временно забрала собак, чтобы они могли попасть внутрь, сказала Гргич.
По словам Врбанича, они обнаружили, что из-под раковины в ванной была снята труба, а кран остался открытым, из-за чего вода просачивалась в другие комнаты и подвальное помещение.
«Все эти фекалии и моча собак, смешанные с водой и стекающие через потолок, изоляцию, вентиляцию, освещение — это была просто катастрофа», — сказал Врбанич.
По его словам, воду и электричество пришлось отключить из соображений безопасности. Арендатор съехал из подвала после этого, и Гргич вновь вступила во владение недвижимостью в феврале в соответствии с постановлением LTB о выселении.
По ее словам, собаки и кошка оставались в квартире наверху еще неделю, пока их не забрали службы по защите животных.
Ministry of the Solicitor General, которое следит за соблюдением законов о защите животных в провинции, заявило, что по состоянию на прошлую неделю расследование продолжалось.
Пара заявила, что их следующим шагом будет полностью опустошить дом. Затем они подождут, покроет ли их страховка какие-либо ремонтные работы, поскольку их дело в настоящее время рассматривается. В противном случае им придется ремонтировать его шаг за шагом, как это сделала Гргич, когда она только переехала.
Кроме того, они не знают, будут ли они когда-либо снова сдавать его в аренду, если LTB не изменит порядок рассмотрения дел о выселении.
Tribunals Ontario, который курирует LTB, не стал комментировать конкретно этот случай, но сообщил в электронном письме, что более половины поданных заявлений направлены на выселение арендаторов, обвиняемых в неуплате арендной платы.
В последние годы LTB сократила время, необходимое для получения постановления, сказала пресс-секретарь Вероника Спада. В 2023 году арендодателям обычно приходилось ждать слушания от восьми до десяти месяцев, а теперь время ожидание сократилось до трех месяцев, сказала она.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.