Открывается Венецианская биеннале современного искусства. В этом году на ней будет очень много политики. Россия отдала павильон Боливии. Израильский проект закрыт в знак протеста. На украинской выставке изображают «правильных» беженцев
12:30 pm
, Fri, Apr 19, 2024
0
0
1
20 апреля открывается 60-я Венецианская биеннале. Ее президентом стал Пьетранджело Буттафуоко, итальянский правый публицист с неофашистским прошлым, а куратором — бразилец Адриано Педроса, который поддерживает мигрантов и деколониальное движение. Тема форума — «Иностранцы повсюду». Критик Антон Хитров рассказывает, как политика определяет облик 60-й биеннале — и каким национальным павильонам эксперты прочат «Золотого льва».
Президентом Венецианской биеннале в этом году стал Пьетранджело Буттафуоко. В юности он состоял в неофашистском Итальянском социальном движении, еще недавно пугал Европу мигрантами, а сегодня восхищается Сильвио Берлускони. В то же время Буттафуоко — очень нетипичный правый европеец: например, он исповедует ислам, объясняя свой выбор тем, что это одна из традиционных религий его родного острова Сицилия.
Пьетранджело Буттафуоко
Leonardo Cendamo / Getty Images
С тех пор как полтора года назад на выборах в Италии победила правая коалиция, правительство стало поручать культурные институции людям созвучных убеждений. Среди них, например, журналист Алессандро Джули, новый директор Фонда MAXXI, который управляет Национальным музеем искусств XXI века в Риме.
Тем не менее Буттафуоко не имеет отношения к теме форума: область ответственности президента — организация биеннале. Концепцию формулирует приглашенный куратор — на 60-й биеннале эту должность занимает Адриано Педроса, утвержденный еще два года назад, когда форумом руководил кинопродюсер Роберто Чикутто
. Педроса живет в Бразилии и вот уже десять лет курирует Художественный музей Сан-Паулу. Он — первый куратор биеннале из Южного полушария, первый куратор-латиноамериканец и первый открытый квир-человек на этой должности. Педроса дал основному проекту название «Stranieri Ovunque» (варианты перевода: «иностранцы повсюду», «незнакомцы повсюду», «чужаки повсюду»).
Основной проект? Есть и другие?
Вот как это было
Президентом Венецианской биеннале в этом году стал Пьетранджело Буттафуоко. В юности он состоял в неофашистском Итальянском социальном движении, еще недавно пугал Европу мигрантами, а сегодня восхищается Сильвио Берлускони. В то же время Буттафуоко — очень нетипичный правый европеец: например, он исповедует ислам, объясняя свой выбор тем, что это одна из традиционных религий его родного острова Сицилия.
Пьетранджело Буттафуоко
Leonardo Cendamo / Getty Images
С тех пор как полтора года назад на выборах в Италии победила правая коалиция, правительство стало поручать культурные институции людям созвучных убеждений. Среди них, например, журналист Алессандро Джули, новый директор Фонда MAXXI, который управляет Национальным музеем искусств XXI века в Риме.
Тем не менее Буттафуоко не имеет отношения к теме форума: область ответственности президента — организация биеннале. Концепцию формулирует приглашенный куратор — на 60-й биеннале эту должность занимает Адриано Педроса, утвержденный еще два года назад, когда форумом руководил кинопродюсер Роберто Чикутто
. Педроса живет в Бразилии и вот уже десять лет курирует Художественный музей Сан-Паулу. Он — первый куратор биеннале из Южного полушария, первый куратор-латиноамериканец и первый открытый квир-человек на этой должности. Педроса дал основному проекту название «Stranieri Ovunque» (варианты перевода: «иностранцы повсюду», «незнакомцы повсюду», «чужаки повсюду»).
Основной проект? Есть и другие?
Под Венецианской биеннале обычно подразумевают Biennale dʼArte. Фонд La Biennale di Venezia
организует и другие форумы — например, Венецианский кинофестиваль и Архитектурную биеннале, которая тоже проходит раз в два года, по очереди с художественной. Художественная биеннале — старейшая в мире: она дала имя остальным выставкам и фестивалям, которые проходят дважды в год.
Форум основал в 1895 году мэр города, драматург и поэт Риккардо Сельватико. Международной выставка была с самого начала. Для биеннале построили здание в садах Джардини в историческом районе Кастелло, в самой восточной части города. Изначально искусство показывали только там, но вскоре биеннале стала развиваться по образцу Всемирной выставки (Экспо) — с 1907 года страны-участницы начали строить в Джардини собственные павильоны. Сейчас их 30, и многие спроектированы знаменитыми архитекторами — как деревянный павильон Финляндии под авторством Алвара Аалто.
Главные площадки форума — построенный к самой первой выставке центральный павильон и средневековый Арсенал. Там проходит основной, международный проект. С 1972 года кураторы присваивают ему общую тему (обычно с расплывчатой формулировкой — скажем, в 2022 году выставка называлась «Молоко снов»).
Кроме того, страны-участницы готовят национальные выставки — обычно тоже связанные с общей темой биеннале. Если у страны нет своего павильона в Джардини, она показывает проект или в Арсенале, или на арендованной площадке. Как правило, у национальных выставок есть комиссары и кураторы, первые отвечают за организацию, вторые — за концепцию. До 1968 года искусство на биеннале можно было покупать.
В день открытия на биеннале раздают награды — золотых и серебряных львов (да, таких же, как на Венецианском кинофестивале). Золотую статуэтку присуждают за лучший национальный павильон, лучшее выступление в основном проекте и за заслуги перед искусством. Серебряную получает самый перспективный участник основного проекта младше 40. Кроме главных наград, жюри вручает специальные призы.
В XX веке Венецианская биеннале играла решающую роль в художественном мире. В 1964 году, например, «Золотого льва» получил художник из США Роберт Раушенберг за картины в стиле поп-арт, полные отсылок к американским медиа, политике и поп-культуре. Эта награда убедила западный мир, что самое передовое искусство теперь — американское и что самое важное направление в нем — поп-арт. Сегодня определяющее значение форума в мире искусства уже не так очевидно (хотя бы потому, что международных выставок стало гораздо больше), но он по-прежнему очень влиятелен.
Вот как это было
Художники из Российской империи участвовали в биеннале с самого начала. В 1907 году комиссаром русского отдела стал импресарио Сергей Дягилев. Тогда в первый и в последний раз главную награду выставки получил российский художник — Борис Кустодиев.
Собственный павильон Россия построила в 1914 году. Его автором стал архитектор Алексей Щусев — тогда он уже работал над Казанским вокзалом в Москве, а в будущем ему предстояло спроектировать Мавзолей Ленина. Павильон открывала великая княгиня Мария Павловна, тетя Николая II, возглавлявшая Российскую академию художеств и лично утверждавшая проект. Праздник в честь открытия прошел пышно — пригласили даже хор певчих из Флоренции.
Это было 29 апреля, а через два месяца началась Первая мировая война. Форум взял паузу на шесть лет. Когда он вернулся, Российской империи уже не было. В 1920-м Россию представляли художники-эмигранты, на следующей биеннале павильон был закрыт, и только в 1924-м его передали СССР. Поначалу там выставляли авангард, затем — соцреализм.
Павильон работал двадцать лет. В биеннале 1936 года СССР уже не участвовал — из-за напряженных отношений с режимом Муссолини. Хотя в последующие двадцать лет на разных выставках форума, не связанных с российским павильоном, показывали художников-эмигрантов — таких как Василий Кандинский и Марк Шагал, — их советские коллеги вернулись в Венецию только в 1956-м, в эпоху оттепели. Долгое время в национальном павильоне показывали фигуративное искусство
— во второй половине XX века это казалось анахронизмом.
К 60-летию Октябрьской революции президент форума Карло Рипа ди Меана (кстати, социалист) решил провести внеочередную выставку «Биеннале инакомыслия». Ее центром стала экспозиция «Новое советское искусство», где показали работы неофициальных — то есть не допущенных к выставкам у себя на родине — советских художников из западных коллекций.
Среди участников были Эрик Булатов, Илья Кабаков, Андрей Монастырский — с годами они станут звездами соц-арта
и московского концептуализма
. Многие художники узнали, что их работы выставили в Венеции, от знакомых или из европейских газет и журналов. Руководству СССР очень не понравилась «Биеннале инакомыслия» — следующие два форума страна бойкотировала.
В постсоветской истории самой яркой российской выставкой остается проект 1993 года. Илья Кабаков обыграл судьбу национального павильона, который десятилетиями ждал реконструкции. Художник обнес здание забором, застелил пол газетами и забросал мусором, чтобы оно стало похоже на коммуналку во время ремонта, а во дворе построил что-то вроде миниатюрной сталинской высотки. Этот проект под названием «Красный павильон» удостоился специального упоминания от жюри.
по материалам meduza
Comments
There are no comments yet
More news