Главный герой «Идеальных дней» Вима Вендерса моет уборные в Токио. И они там очень красивые! В Японии они и правда такие? Нет, фильм стал частью проекта The Tokyo Toilet. Вот в чем его смысл
2:22 am
, Sun, May 26, 2024
0
0
0
Фильм Вима Вендерса «Идеальные дни», который недавно вышел на стримингах, в том числе и в России, рассказывает историю мойщика общественных туалетов из Токио; сыгравший его Кодзи Якусё получил за эту работу «Золотую пальмовую ветвь». Туалеты, которые обслуживает главный герой, — уникальные произведения архитектуры, которые удивляют зрителей одним своим видом. И это не просто художественная находка автора: фильм Вендерса — часть проекта The Tokyo Toilet, над которым, помимо режиссера, работали самые известные архитекторы Японии и креативный директор модного дома Kenzo. Архитектурный журналист Ася Зольникова рассказывает, почему для популяризации общественных уборных решили задействовать столько сил.
Главный герой «Идеальных дней» — пожилой мужчина по имени Хираяма, который работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Каждое утро он аккуратно складывает футон — толстый матрас из хлопчатобумажной ткани, — опрыскивает саженцы, выкопанные у ближайшего синтоистского храма, и едет на работу. По дороге Хираяма слушает классический рок (в том числе песню Perfect Day Лу Рида, которая дала название фильму). В свободное время он читает Фолкнера и Хайсмит, а по выходным посещает идзакая — традиционный японский бар — и баню. Хираяма находит радость в простых вещах — например, он играет в крестики-нолики по переписке с посетителем туалета, которого никогда не встречал.
Вим Вендерс говорит, что эстетика фильма связана с японской концепцией комореби. Это слово буквально означает «луч света, проходящий сквозь листву». Его используют, чтобы подчеркнуть красоту самых обычных событий, уникальность и ценность каждого момента.
Токийские общественные туалеты в «Идеальных днях» — воплощение безупречной чистоты и вкуса. Это светлые павильоны, похожие на экспонаты архитектурных биеннале; внутри светло и чисто, потому что несколько раз в день их тщательно убирают такие люди, как Хираяма. Вендерс говорит, что «нигде в мире больше не видел туалета, сделанного с таким вниманием к деталям».
Токийский туалет от австралийского дизайнера Марка Ньюсона
Christopher Jue / Getty Images
Однако идиллия в его фильме не отражает реальность в Токио. Из десятков тысяч городских туалетов (город считается мировым рекордсменом по их числу) в фильм попали только новые кабинки из Сибуи — одного из богатейших столичных районов. Все они спроектированы известными дизайнерами и архитекторами, преимущественно из Японии, для проекта The Tokyo Toilet. Среди авторов проектов — лауреаты престижнейшей Притцкеровской премии, например Тадао Андо, известный своей бетонной архитектурой, и Сигэру Бан, который создает постройки из картона для беженцев и жертв стихийных бедствий.
До недавнего времени общественными туалетами в Токио пользовались менее 1% горожан. Как объясняет Юмико Ниси из Ассоциации туризма района Сибуя, их считают «темными, грязными и опасными».
На Quora и Reddit проблемам городских туалетов в Токио посвящены целые треды. Часто в уборных бывают мусор и нечистоты на полу, нет мыла для рук. «Женский туалет на станции Харадзюку был настолько отвратительным, что после посещения приходилось обливаться хлоркой», — пишет один из пользователей Reddit. Еще недавно в 40% туалетах не было даже сидячих унитазов — только напольные.
С 2017 по 2019 год власти Токио отремонтировали больше 300 общественных уборных. Сейчас они пытаются улучшить имидж туалетов — как раз поэтому Вендерсу и предложили снять кино.
Туалеты, фильм и даже дизайн робы Хираямы — части большого проекта The Tokyo Toilet (TTT), который запустили в 2018 году. Его придумал Кодзи Янаи — сын Тадаси Янаи, основателя компании Fast Retailing, которая владеет Uniqlo, GU и другими брендами одежды. В холдинге отца Кодзи занимает должность исполнительного директора. Он убедил администрацию района Сибуя сотрудничать, лично приглашал архитекторов и дизайнеров, а для управления проектом нанял некоммерческий японский фонд The Nippon Foundation.
В 2022 году Янаи прочел лекцию для Гарвардской школы дизайна (по специальности он экономист, а не дизайнер, но выступает заказчиком для дизайнеров и архитекторов). Он рассказывал, что, помимо практической пользы, туалеты имеют большое символическое значение. В японской культуре существует такая концепция, как омотэнаси, то есть гостеприимство в крайней форме. Безупречный туалет выражает ее в той же степени, что и, например, чайная церемония. Бизнесмен убежден: уборные в частных заведениях вроде торговых центров — «гордость Японии» (а вот общественные городские туалеты, наоборот, оставляют желать лучшего).
Японцы действительно уделяют огромное внимание всему, что связано с гигиеной и естественными нуждами. В разговоре с «Медузой» японист и автор телеграм-канала japan_arch Зарина Абачева рассказала, что у японской туалетной культуры древние корни — но ее современный облик начал формироваться в середине 1980-х.
В это время у компаний появилось достаточно денег, чтобы разрабатывать и внедрять многофункциональные туалеты, а у потребителей — чтобы покупать их. Из-за экономического роста разрослись торговые центры: их владельцы стали рассматривать туалетные комнаты как красивые места для отдыха — и ввели моду на высокотехнологичные туалеты с функциями биде, подогрева и так далее.
Такие уборные быстро прижились и стали стандартом как в общественных, так и в частных туалетах. Все дело в особенностях японского общества, говорит Абачева. Например, в синтоизме, который уделяет особое внимание чистоте. А еще — в законопослушности японцев: владелец бизнеса может установить дорогое оборудование и не беспокоиться, что его кто-то сломает или испортит.
Главный герой «Идеальных дней» — пожилой мужчина по имени Хираяма, который работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Каждое утро он аккуратно складывает футон — толстый матрас из хлопчатобумажной ткани, — опрыскивает саженцы, выкопанные у ближайшего синтоистского храма, и едет на работу. По дороге Хираяма слушает классический рок (в том числе песню Perfect Day Лу Рида, которая дала название фильму). В свободное время он читает Фолкнера и Хайсмит, а по выходным посещает идзакая — традиционный японский бар — и баню. Хираяма находит радость в простых вещах — например, он играет в крестики-нолики по переписке с посетителем туалета, которого никогда не встречал.
Вим Вендерс говорит, что эстетика фильма связана с японской концепцией комореби. Это слово буквально означает «луч света, проходящий сквозь листву». Его используют, чтобы подчеркнуть красоту самых обычных событий, уникальность и ценность каждого момента.
Токийские общественные туалеты в «Идеальных днях» — воплощение безупречной чистоты и вкуса. Это светлые павильоны, похожие на экспонаты архитектурных биеннале; внутри светло и чисто, потому что несколько раз в день их тщательно убирают такие люди, как Хираяма. Вендерс говорит, что «нигде в мире больше не видел туалета, сделанного с таким вниманием к деталям».
Токийский туалет от австралийского дизайнера Марка Ньюсона
Christopher Jue / Getty Images
Однако идиллия в его фильме не отражает реальность в Токио. Из десятков тысяч городских туалетов (город считается мировым рекордсменом по их числу) в фильм попали только новые кабинки из Сибуи — одного из богатейших столичных районов. Все они спроектированы известными дизайнерами и архитекторами, преимущественно из Японии, для проекта The Tokyo Toilet. Среди авторов проектов — лауреаты престижнейшей Притцкеровской премии, например Тадао Андо, известный своей бетонной архитектурой, и Сигэру Бан, который создает постройки из картона для беженцев и жертв стихийных бедствий.
До недавнего времени общественными туалетами в Токио пользовались менее 1% горожан. Как объясняет Юмико Ниси из Ассоциации туризма района Сибуя, их считают «темными, грязными и опасными».
На Quora и Reddit проблемам городских туалетов в Токио посвящены целые треды. Часто в уборных бывают мусор и нечистоты на полу, нет мыла для рук. «Женский туалет на станции Харадзюку был настолько отвратительным, что после посещения приходилось обливаться хлоркой», — пишет один из пользователей Reddit. Еще недавно в 40% туалетах не было даже сидячих унитазов — только напольные.
С 2017 по 2019 год власти Токио отремонтировали больше 300 общественных уборных. Сейчас они пытаются улучшить имидж туалетов — как раз поэтому Вендерсу и предложили снять кино.
Туалеты, фильм и даже дизайн робы Хираямы — части большого проекта The Tokyo Toilet (TTT), который запустили в 2018 году. Его придумал Кодзи Янаи — сын Тадаси Янаи, основателя компании Fast Retailing, которая владеет Uniqlo, GU и другими брендами одежды. В холдинге отца Кодзи занимает должность исполнительного директора. Он убедил администрацию района Сибуя сотрудничать, лично приглашал архитекторов и дизайнеров, а для управления проектом нанял некоммерческий японский фонд The Nippon Foundation.
В 2022 году Янаи прочел лекцию для Гарвардской школы дизайна (по специальности он экономист, а не дизайнер, но выступает заказчиком для дизайнеров и архитекторов). Он рассказывал, что, помимо практической пользы, туалеты имеют большое символическое значение. В японской культуре существует такая концепция, как омотэнаси, то есть гостеприимство в крайней форме. Безупречный туалет выражает ее в той же степени, что и, например, чайная церемония. Бизнесмен убежден: уборные в частных заведениях вроде торговых центров — «гордость Японии» (а вот общественные городские туалеты, наоборот, оставляют желать лучшего).
Японцы действительно уделяют огромное внимание всему, что связано с гигиеной и естественными нуждами. В разговоре с «Медузой» японист и автор телеграм-канала japan_arch Зарина Абачева рассказала, что у японской туалетной культуры древние корни — но ее современный облик начал формироваться в середине 1980-х.
В это время у компаний появилось достаточно денег, чтобы разрабатывать и внедрять многофункциональные туалеты, а у потребителей — чтобы покупать их. Из-за экономического роста разрослись торговые центры: их владельцы стали рассматривать туалетные комнаты как красивые места для отдыха — и ввели моду на высокотехнологичные туалеты с функциями биде, подогрева и так далее.
Такие уборные быстро прижились и стали стандартом как в общественных, так и в частных туалетах. Все дело в особенностях японского общества, говорит Абачева. Например, в синтоизме, который уделяет особое внимание чистоте. А еще — в законопослушности японцев: владелец бизнеса может установить дорогое оборудование и не беспокоиться, что его кто-то сломает или испортит.
по материалам meduza
Comments
There are no comments yet
More news