ClickCease
Паша Залуцкий — первый открытый гей в русскоязычном стендапе. У комика вышел дебютный сольный концерт «Жизнь Пи» — о том, что ему самому не хватает толерантности
11:48 am
, Sun, Jun 16, 2024
0
Комик и экс-участник программы «Женский стендап» на ТНТ Паша Залуцкий выложил на своем ютуб-канале первый сольный концерт «Жизнь Пи». Во многом он основан на материале, который Залуцкий написал в 2021 году для ТНТ (тот концерт был отснят, но телеканал не стал выпускать его). Это не только смешное выступление, но и хороший разбор предрассудков о гомосексуальности. Залуцкий — открытый гей, который много шутит о своей идентичности, поэтому его российская карьера оборвалась в 2022 году, с принятием закона о «пропаганде ЛГБТ»
. Критик Антон Хитров рассказывает, каким получился дебютный спешл артиста.

Стендап Паши Залуцкого — это комфортная мейнстримная комедия, какой она могла бы быть в постсоветских странах, если бы не системная дискриминация. Он жизнерадостный и беззлобный артист, который даже над предрассудками умудряется смеяться по-доброму. Хотя как гей имеет полное право жестоко язвить над гомофобами.  
Залуцкий из Минска. Он участвовал в комедийных программах российского телеканала ТНТ «Открытый микрофон» и, как ни удивительно, «Женский стендап», где был единственным артистом-мужчиной. Когда-то будущий комик учился в США и сделал каминг-аут еще там. Вернувшись в Беларусь, а затем перебравшись в Россию, он продолжил открыто говорить о своей гомосексуальности — в том числе на телевидении. В 2022 году, когда в стране запретили «пропаганду ЛГБТ», ТНТ прекратил сотрудничество с Залуцким. Как рассказывал артист в интервью Deutsche Welle, телеканал вырезал его монологи из «Женского стендапа» за неделю до эфира.
Теперь Залуцкий независимый комик, но в его новом концерте чувствуется телевизионное прошлое. «Я хоть и другой, но в целом такой же, как вы» — вот посыл, с которым он выходит к публике. Комик шутит про «Евровидение» и российский шоу-бизнес, суровые дворовые понятия и «чрезмерную» западную толерантность, ужасных бывших и гендерные различия — причем подходит к этим темам с довольно очевидных сторон. 
Залуцкий старательно избегает вопросов, острых для Польши, где он живет сейчас — например, запрет абортов или ту же гомофобию (в 2015 году в Варшаве демонтировали цветочную радугу на площади Збавициела после нескольких поджогов инсталляции) — и в целом отзывается о стране очень комплиментарно. Критики в его шутках вообще немного — и все же чисто развлекательным его спешл тоже назвать нельзя.
Концерт вряд ли станет откровением для тех, кто регулярно читает посты активистов и статьи в прогрессивных изданиях. Зато для всех остальных это будут не только смешные, но и познавательные сорок минут. Комик рассказывает, зачем на самом деле нужны гей-клубы и прайды, почему не бывает «гей-пропаганды» и откуда взялся этот миф — но делает это без тени высокомерия, как артист, а не как лектор.
Вообще, стендап — идеальное пространство для репрезентации уязвимых групп. Неслучайно многие современные комики — скажем, Азиз Ансари (американец индийского происхождения), Эли Вонг (американка с китайско-вьетнамскими корнями) или Ханна Гэтсби (открытая лесбиянка) — бесконечно шутят о своей идентичности. Исторически комедия всегда была искусством угнетенных — взять хотя бы итальянскую комедию масок, которая высмеивала богатых купцов, чиновников и военных, а выходцам из простонародья, наоборот, симпатизировала. Любое неравенство по сути несправедливо, а смех — это лучший инструмент, чтобы обнаруживать противоречия и несостыковки в привычной картине мира.


Паша Залуцкий
Дебютный спешл Залуцкого называется «Жизнь Пи» — в честь романа Янна Мартела (2002) и его экранизации, оскароносного фильма Энга Ли (2012) о человеке, переплывшем океан на лодке с тигром. На первый взгляд, это всего лишь немудреная игра слов. Оскорбительную кличку гомосексуальных мужчин, зашифрованную в заголовке концерта, артист произносит и на сцене — причем неоднократно и в разных вариантах. 
Можно считать это попыткой реклейминга — процесса, когда некая группа присваивает презрительный термин и превращает его в нейтральный. В английском так произошло со словом queer — из оскорбительного оно стало корректным и даже международным. Но, похоже, это не единственная причина, почему комик отсылает зрителей к «Жизни Пи». Во всяком случае, эта параллель помогает лучше понять его замысел. 
Пи Патель, главный герой «Жизни Пи», терпит кораблекрушение посреди океана и делит спасательную шлюпку со вторым выжившим — тигром из семейного зоопарка. Опасный попутчик Пи, как отчетливо следует из романа и фильма, — метафора «другого в себе», субличности, которой протагонист боится, но с которой тем не менее учится жить. 
Кто этот «другой» для Залуцкого? Поначалу кажется, что речь о его гомосексуальности. Но принятие своей сексуальной идентичности — не главная тема спешла, хотя комик и вспоминает о подростковых переживаниях в нескольких (довольно горьких) шутках.
Превью концерта очень похоже на постер фильма «Жизнь Пи», только в лодке с Залуцким не тигр, а медведь: прозрачный намек на постсоветский бэкграунд, который комик волей-неволей увез с собой в эмиграцию. Для артиста «другой в себе» — это стереотипный мужчина из СНГ. В Беларуси и России Залуцкий ощущал себя чужим, не таким, как все. Но на Западе он чувствует себя постсоветским человеком — даже не потому, что другие люди видели в нем именно это (хотя они видели), а потому, что сам комик стал замечать в себе знакомые черты. Например, консерватизм, нетерпимость и пускай затаенную, но агрессию.
«Мой славянский менталитет сильнее моей сексуальной ориентации», — заявляет Залуцкий. И чуть позже разворачивает эту мысль: «Моя толерантность к другим меньшинствам — примерно на уровне толерантности нашего среднестатистического человека к геям». Комик признается: живя в Европе, он хочет стать терпимее, но ему нелегко пересмотреть свои взгляды и переменить привычки — скажем, речевые.
Пожалуй, самый важный вывод, который можно вынести из этого концерта, — не существует универсального опыта всех ЛГБТК-людей. Сложности гомосексуальных мужчин не похожи на сложности гомосексуальных женщин и небинарных персон — так же, как опыт 39-летнего гея из Беларуси принципиально отличается от опыта, который есть у его ровесника в США.




по материалам meduza

Login to post a comment
There are no comments yet