ClickCease
Лучшие подкасты 2024 года по версии «Медузы». 10+ новых шоу на русском и английском — о политике, войнах, коррупции, смерти и любви
5:02 am
, Thu, Jan 2, 2025
0
Лучшие подкасты 2024 года по версии «Медузы». 10+ новых шоу на русском и английском — о политике, войнах, коррупции, смерти и любви
К концу 2024 года в мире, по некоторым данным, насчитывалось больше четырех миллионов подкастов, а Spotify вообще рапортовал о шести миллионах шоу. Правда, большая часть из них неактивна: регулярно выходят только 16%.
Зарубежные критики не первый год отмечают, что в подкастах уже давно нет суперхитов, которые бы переворачивали индустрию, — и действительно новый Serial так и не появился. С другой стороны, общий уровень аудиожурналистики за десять лет с премьеры Serial сильно вырос (подкастам с 2020 года даже вручают Пулитцеровскую премию), так что выбрать лучшее из десятков выдающихся шоу очень сложно. Итоговые подборки в разных изданиях крайне редко совпадают.
Подкасты из модного формата, особенности которого надо объяснять, в 2024 году окончательно превратились в часть повседневного медиапотреблении. Их пародируют в шоу «Saturday Night Live», в тиктоке расходятся ролики, как будто вырезанные из подкастов (на самом деле таких подкастов нет), а главной платформой для подкастов теперь считается YouTube. При этом, наряду с популярностью, подкасты получили еще и политическое влияние: например, появление Дональда Трампа и Камалы Харрис в подкастах всерьез обсуждалось как один из важных факторов президентской гонки в США.
Российский подкастный рынок, который до 2022-го стремительно рос и догонял мировые тренды, на третий год полномасштабного вторжения, похоже, оказался в глубоком кризисе. Студиям, остающимся в стране, приходится работать в условиях цензуры и сильно сужающегося круга рекламодателей: в итоге очень многие премьеры 2024 года — это вынужденно эскапистские шоу по заказу стриминговых сервисов. Такие подкасты или совсем уводят слушателя от новостной повестки в сторону сверхъестественного, личных финансов и занимательных фактов из прошлого, или слегка подмигивают аудитории, проводя едва заметные параллели с другими эпохами (как, например, документалка о рок-н-ролле в Камбодже, который «пережил времена репрессий и диктатуры»).
В то же время независимые журналисты и студии, работающие вне России, готовы обсуждать новости, войну и политику, но большой волны новых подкастов не видно — вероятно, из-за трудностей с поиском финансирования.
И тем не менее мы все-таки выбрали по итогам 2024 года несколько важных подкастов на русском языке, а также отметили ряд англоязычных шоу, с которыми можно провести каникулы.
Слушать на английском и на русском


Главное аудиорасследование года. Журналистка Настя Красильникова после истории о домогательствах в Летней экологической школе («Ученицы») и исследования культуры отмены в России («Мне за это ничего не будет») выпустила расследование о сексуализированном насилии над учениками, которое годами происходило в московской 57-й школе и сообществе «Самбатион»
. Подкаст вышел в студии «Либо/Либо» сразу в двух версиях — на английском языке (The Adults In The Room) и на русском («После школы»).
Сюжет строится вокруг историй выпускников, которые в 2016 году обвинили преподавателя истории Бориса Меерсона
в сексуализированном насилии и добились возбуждения уголовного дела против него. Настя Красильникова не только беседовала с выпускниками и учителями, но и говорила с самим Меерсоном (она одна ездила к нему домой в израильский город Йокнеам). А еще пыталась добиться интервью преподавателя «Самбатиона» Марка Гондельмана, которого героини подкаста также обвиняли в насилии. Гондельман с Настей так и не поговорил, но, похоже, во Франкфуртском университете, где он работал, прислушались к расследованию: вскоре после выхода подкаста Гондельман перестал работать на кафедре иудаики.
The Adults In The Room — это возвращение к истории, о которой много писали восемь лет назад, но которая так и не была по-настоящему рассказана. Это попытка понять, как стало возможно систематическое насилие и почему годами никто ничего не предпринимал.
Слушать


В российском обществе темы смерти, секса и денег традиционно считаются табуированными. И если с публичных разговоров о сексуальности и личных финансах в последние годы табу постепенно снимается (в том числе благодаря медиа и подкастам), то говорить о смерти, кажется, по-прежнему не очень принято.
Подкаст журналистки Лены Чесноковой призван закрыть эту нишу. Это обстоятельное размышление о том, как молодые люди 20-30 лет думают о смерти: чего они боятся, как представляют себе свои похороны, что собираются писать в завещании и какими видят свои поминки (никакой кутьи, разумеется).  
«Вопрос времени» — откровенный разговор поколения, которое пережило пандемию ковида, унесшую сотни тысяч жизней, и прямо сейчас наблюдает, как гибнут люди в российско-украинской войне.
Сестры.ЛюбовьСлушать


Журналистки Соня Гройсман и Оля Чуракова (проект «Привет, ты иноагент») выпустили второй сезон «Сестер». Первый сезон, о котором мы писали в прошлогодней подборке, рассказывал истории антивоенно настроенных россиянок, братья которых по разным причинам отправились на фронт. Второй сезон — «Сестры.Любовь» — посвящен тому, как война отражается на личной жизни российских женщин, а заодно, как и в прошлый раз, в целом показывает российскую жизнь в эпоху войны.
Шоу знакомит нас с опытом женщин, мужья которых отправились на войну, но в фокусе ведущих не только такие истории — к примеру, в первой серии героиня, уехавшая из России вместе со своей девушкой-украинкой, рассталась с ней, влюбившись по переписке в наемника из ЧВК Вагнера (да, это реальный сюжет). Другой эпизод посвящен тому, с чем сталкиваются россиянки (как остающиеся в России, так и уехавшие), пытаясь сходить с кем-нибудь на свидание или найти партнера для длительных отношений.
Слушать


Журналисты Дэн Сторев и Джесси Киреев накануне президентских выборов в США отправляются в путешествие по южным штатам, чтобы увидеть, чем живут люди в забытых местах, которые редко оказываются в центре внимания медиа. Результат их поездки — репортажные зарисовки и наблюдения в формате роуд-муви.
По сути, весь подкаст — это набор дневниковых аудиозаписей, из которых складывается общая (и часто безрадостная) картина. Вот житель Техаса объясняет авторам, почему он голосует за Трампа («Бог поместил Трампа в Белый дом не просто так»). А вот Дэн и Джесси травятся бургерами в забегаловке Trump Burger по дороге в Атланту. Вот экологические активисты в Луизиане, которые десятилетиями безуспешно борются за регулирование добычи серы и нефти. А вот тюрьма, в которой устраивают родео с заключенными.
«Забытые в Америке» фактурно показывает «разгул демократии», как это называют сами ведущие, и то, как причудливо иногда люди вовлекаются в политику.
«Пожар в «Хромой лошади»»Слушать


Подкаст из трех эпизодов от пермского интернет-журнала «Звезда» к 15-летию пожара в клубе «Хромая лошадь»
, в результате которого погибли 156 человек. Журналисты изучили свидетельства, материалы суда, технические отчеты — и воссоздали детальную хронику случившегося. Авторы пытались найти противоречия в расследовании дела и ответить на простые вопросы: кто виноват в случившемся? Почему на нарушения пожарной безопасности в клубе долгое время закрывали глаза? И почему некоторые пострадавшие при пожаре умирали спустя месяцы и даже годы?
Вспоминая записи той ночи, сопоставляя их с документами и рассказами очевидцев, вслед за журналистами слушатель подкаста неизбежно приходит к неудивительному, но от того не менее жуткому выводу: тотальная коррупция остается колоссальной проблемой России — и надежд на перемены пока немного.
Слушать


Подкаст о женском движении в России XIX века, созданный исследовательницей Машей Братищевой. Название отражает положение женщин в Санкт-Петербурге в начале второй половины XIX века: столица империи принадлежала мужчинам, а тысячи живших и работавших в городе женщин были как будто невидимыми (вплоть до того, что для них считалось вызывающим появляться на улице без сопровождающего).
В «Невидимом городе» Братищева рассказывает о нескольких женщинах — Марии Трубниковой, Надежде Стасовой, Анне Философовой и других, — которые посвятили жизнь тому, чтобы, преодолевая сопротивление мира вокруг, создать для молодых соотечественниц возможность получить образование и в целом жить в более достойных условиях (буквально: они основали Общество дешевых квартир, помогавшее нуждавшимся женщинам вплоть до революции 1917 года).
Слушать


Reflector — документальный аудиожурнал, созданный опытными журналистами и продюсерами Энди Миллсом и Мэттью Боллом, которые работали в The New York Times, NPR и студии Gimlet. Создатели описывают свое шоу очень общими словами: «Истории о странном опыте человеческого бытия». Фактически каждый эпизод — отдельное мини-исследование на стыке политики, общества и культуры. При этом сюжеты никак не связаны друг с другом.
Это может быть история женщины с алкогольной зависимостью, которая, отчаявшись с нею справиться, прибегает к препарату, эффект которого до конца не изучен. Или выпуск о суде над рэпером Young Thug, вину которого следствие пытается доказать строчками из его песен.
Кроме того, авторы заявляют, что хотят услышать людей, у которых не всегда есть возможность высказаться, не опасаясь общественного порицания. Так, Reflector берет противоречивое интервью у профессора Чикагского университета Эман Абдельхади, которая активно поддерживает палестинские протесты в американских университетах и сомневается в легитимности Израильского государства. Энди Миллс объясняет, что не собирается оспаривать ее взгляды или соглашаться с ней, а лишь пытается понять ее позицию.
Shocking, Heartbreaking, TransformativeСлушать


Документальный подкаст об этике создания документальных подкастов. Канадская журналистка Джесс Шейн спустя годы узнает, что героиня ее первого большого проекта — спортсменка-подросток, лишившаяся шансов поехать на Олимпиаду из-за травмы, — осталась крайне разочарована результатом их совместной работы. Журналистка понимает, что индустрия, в которой она сделала карьеру, имеет серьезный изъян: люди, согласившиеся сделать свою жизнь (и часто свою боль) достоянием общественности, практически не могут контролировать то, в каком свете будет представлена их история.
Джесс решает сделать новый проект по другим правилам: ее герои будут ее соавторами и смогут влиять на итоговый результат. Кроме того, вопреки другим принятым в журналистике стандартам, они будут получать вознаграждение за каждый час, проведенный с ней за работой над подкастом.
Разумеется, все оказывается совсем не так просто. Как молодой мужчина, победивший наркозависимость, воспримет рассуждения коллег журналистки о том, что его история «слишком обычная»? Как можно интересно рассказать о жизни женщины, оказавшейся на улице после смерти мужа, если та просит убрать из подкаста самые фактурные детали? В итоге Shocking, Heartbreaking, Transformative — это подкаст о самом себе: он посвящен не столько героям, сколько трудностям, с которыми сталкивается Джесс при попытке рассказать их истории. Рекомендуем всем, кто интересуются внутренней кухней журналистики и документалистики.
Слушать


В 2010 году в Мексиканском заливе взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon. В результате инцидента погибли 11 человек и произошел крупнейший в истории США разлив нефти. Компания BP, которой принадлежала платформа, согласилась заплатить около 20 миллиардов долларов в качестве компенсации ущерба. Что сейчас происходит в заливе? Катастрофа забыта и больше ничего о ней не напоминает? Чтобы ответить на эти вопросы, журналист American Public Media Дэн Леоне отправляется на побережье Мексиканского залива. Он быстро выясняет, что последствия разлива нефти, о котором многие давно забыли, даже 14 лет спустя остаются очень серьезными — для окружающей среды и людей, живущих рядом с местом катастрофы или участвовавших в ее ликвидации.
Это очередная печальная история о том, как большие корпорации (в данном случае BP) и политики (тогдашний президент США Барак Обама и его администрация) ради финансовой выгоды, защиты репутации и политических очков жертвуют простыми людьми и поступаются их интересами, здоровьем и жизнями. Причем это не просто очень важная, но еще и очень увлекательная история: с каждым эпизодом опускаешься на новый круг бюрократического и экологического ада.
Слушать


В 11 эпизодах главный редактор американского издания The Lever, которое специализируется на разоблачении коррупции, Дэвид Сирота
разбирает, как демократия в США за 50 лет превратилась в клептократию. Сирота утверждает, что вся современная американская политика погрязла в систематической коррупции, а начало этому положил президент Ричард Никсон в 1970-е годы.
В довольно саркастической манере, с мемами, песнями, вирусными роликами и звуковыми эффектами (а также с серьезным подкреплением в виде тонны архивных документов и аудиозаписей) Сирота эпизод за эпизодом пытается доказать, как президенты, сенаторы, судьи, владельцы крупного бизнеса от производителей молока до табачных гигантов (куда же без них) легализовали коррупцию и сделали ее основой государственной системы.
Слушать


В 2024 году после долгого перерыва с четвертым сезоном вернулось легендарное шоу Serial, которое для многих в свое время стало символом жанра тру-крайм. Критики встретили масштабную историю о событиях 2000-х в тюрьме Гуантанамо
сдержанно. С гораздо большим энтузиазмом принято возвращение другого столпа расследовательской аудиожурналистики — третий сезон In The Dark, который вышел спустя шесть лет после предыдущего.
Первые два сезона In The Dark стали классикой криминальной журналистики (второй даже помог вытащить из тюрьмы темнокожего мужчину Кертиса Флауэрса
, которого четырежды приговаривали к смертной казни). А третий сезон, как и Serial, обращается к действиям американских военных в 2000-е: команда In The Dark во главе с ведущей Мадлен Бэран расследует массовое убийство в городе Хадита, которое произошло во время войны США в Ираке в 2005-м. Тогда морские пехотинцы расстреляли 24 мирных жителя.
Журналисты четыре года разбирались в этой истории, подробно восстановили хронику событий, поговорили со всеми возможными участниками, до которых смогли дотянуться (авторы, в частности, впервые побеседовали с пехотинцами, которые тогда находились в городе), и добились от властей выдачи уникальных архивных документов. Все это, чтобы выяснить, почему никто так и не был наказан за военные преступления в Ираке.




по материалам meduza

Login to post a comment
There are no comments yet