ClickCease
Директором Пушкинского музея стала бывшая глава РОСИЗО Ольга Галактионова. Она связана с телеграм-каналом «Закулиска», который борется с «либеральной тусовкой» в культуре
12:23 pm
, Yesterday
0
Директором Пушкинского музея стала бывшая глава РОСИЗО Ольга Галактионова. Она связана с телеграм-каналом «Закулиска», который борется с «либеральной тусовкой» в культуре
Министерство культуры второй раз за два года сменило руководителя в ГМИИ им. Пушкина: место Елизаветы Лихачевой заняла Ольга Галактионова, директор музейно-выставочного центра РОСИЗО. Галактионова уже вступила в должность и познакомилась с коллективом. Рассказываем, чем запомнится руководство предыдущего директора — и что известно о новом.

Впервые за последние 80 с лишним лет в Пушкинском музее два директора меняются менее чем за два года. Елизавета Лихачева возглавила ГМИИ им. Пушкина в 2023 году, когда кадровые перестановки охватили сразу несколько ведущих государственных учреждений культуры: в течение года уволили руководителей Третьяковской галереи, Русского музея, Большого театра, БДТ им. Товстоногова и Театра наций.
Среди их преемников были совсем неожиданные фигуры: как, например, Елена Проничева, новый директор Третьяковской галереи, бывшая сотрудница Государственный думы, профессионально не связанная с искусством. Но были и люди с серьезной репутацией в профессиональном сообществе. 
Искусствовед и историк архитектуры Елизавета Лихачева — из второй категории: до назначения в ГМИИ им. Пушкина она успешно руководила Музеем архитектуры им. Щусева. Впрочем, профессиональное сообщество и посетители музея сразу обратили внимание на ее лояльность власти — качество, которое разделяют все новые директора знаковых институций. Лихачева, в частности, участвовала в прокремлевском движении «Идущие вместе», а спустя полгода полномасштабной войны в Украине, будучи директором архитектурного музея, организовала фотовыставку в оккупированном Луганске.
Елизавета Лихачева, ноябрь 2024-го
Максим Блинов / РИА Новости / Спутник / Profimedia
Тем не менее во главе Пушкинского музея Лихачева временами вела себя довольно независимо. Она публично критиковала отдельные решения в культурной политике — причем концептуально важные для власти. В мае 2023-го, уже будучи директором музея, Лихачева прокомментировала намерение государства передать «Троицу» Андрея Рублева Русской православной церкви, которая неспособна, как считают многие эксперты, обеспечить хрупкой иконе такую же сохранность, как и Третьяковская галерея. 
«Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части, — предупреждала глава ГМИИ. — Эта икона никогда не была представлена как чудотворная. „Троица“ — это главный русский вклад в христианскую иконографию, [самое важное в ней] — не религиозное значение, а значение искусствоведческое».
Еще резче Лихачева выступила в ноябре 2024 года, когда власти закрыли на неопределенный срок Музей истории ГУЛАГа — якобы из-за нарушений пожарной безопасности. «Неожиданно приняли решение о закрытии музея под соусом того, что в музее находится вентиляционная шахта московского метро, — возмущалась она. — Ну конечно же, она же вчера там появилась, поэтому надо было срочно этот вопрос решать». 
Лихачева назвала закрытие музея «глупостью, граничащей с преступлением» (да, она действительно процитировала Сталина, комментируя ситуацию с Музеем истории ГУЛАГа) и добавила: «Люди, которые называют себя патриотами, считают, что обсуждение темы сталинских репрессий и их осуждение льет воду на мельницу наших врагов. На самом деле это не так». 
Об отставке Лихачевой стало известно спустя три дня после увольнения Романа Романова — директора Музея истории ГУЛАГа, под руководством которого институция в 2015 году переехала в отдельное здание и обновила экспозицию. Насколько успешна она оказалась в роли лидера ГМИИ — спустя менее двух лет работы сказать трудно: для сравнения, ее авторитетная предшественница, Марина Лошак, возглавляла музей десять лет, а знаменитая Ирина Антонова — и вовсе 52 года.
Новым директором Пушкинского музея стала Ольга Галактионова, которая руководит музейно-выставочным центром РОСИЗО, организующим выставки по всей стране — в том числе на оккупированных территориях. Галактионова возглавила РОСИЗО в 2021 году, а до тех пор не была связана ни с изобразительным искусством, ни вообще с музеями. Она — актриса по первой специальности и продюсер по второй. 
В 1999 году Галактионова закончила ГИТИС, но не пошла строить театральную карьеру, а стала продюсировать документальные фильмы для телевидения (и одно время входила в дирекцию по маркетингу НТВ). В 2009-м она возглавила продюсерскую компанию «Галактика», которая выпускала независимые театральные проекты и снимала документальное кино для федеральных каналов.
«Медуза» писала об Ольге Галактионовой в апреле прошлого года, когда получила доступ к почте Сергея Дубова — сотрудника ФСБ, который борется с неугодными театральными деятелями. В этом материале речь шла в том числе о сети анонимных провластных телеграм-каналов о культуре, связанных со спецслужбами. Как удалось выяснить театроведу Сергею Конаеву, к одному из этих каналов под названием «Закулиска», регулярно критикующему «либеральную тусовку» в культуре, Галактионова как минимум была причастна в 2017-2019 годах.
«Мне сделали предложение, от которого я не смогла отказаться, — сказала Галактионова изданию The Art Newspaper. — Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, к тому же настолько сакральное место, невозможно не согласиться». 
Тем временем в «Закулиске» сегодня, 17 января, появился пост о кадровых переменах в Пушкинском музее со сдержанной критикой Лихачевой и комплиментами в адрес ее преемницы. Он заканчивается так: «Ольга Галактионова запилила такое количество хитов — от народных „ДК СССР“
и „Виктор Цой. Путь героя“ до эстетски безупречных „17/37“ и „Филонов. Художник мирового расцвета“ в Зарядье, что выбор Минкульта очень понятен и оправдан».


по материалам meduza

Login to post a comment
There are no comments yet