«Радио Свобода» получило базу пациентов российских военных госпиталей. Нет, по ней нельзя судить о том, сколько всего россиян получили ранения на фронте. Но можно оценить многое другое
12:11 pm
, Yesterday
0
0
0
«Радио Свобода» получилобазу данных Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) министерства обороны России, в которой содержатся данные о 166 тысячах военнослужащих, лечившихся в военных госпиталях в начала 2022 до середины 2024 года. Ею поделился бывший военный медик Алексей Жиляев. Журналисты подтвердили подлинность базы и проанализировали ее. Мы пересказываем главные выводы из их расследования.
Кто такой Алексей Жиляев и откуда у него база раненых?
Он бывший командир отделения эвакуации раненых 144-й гвардейской мотострелковой дивизии, который в августе 2024 года дезертировал из российской армии и подал заявку на политическое убежище во Франции. Базу Жиляев получил как военный медик: Главное военно-медицинское управление Минобороны рассылает ее по армиям, чтобы раненые, которые убыли из своих частей, не «потерялись». Жиляев предполагает, что база формируется на основе данных от военных госпиталей.
Какие данные она содержит?
Данные пациентов военных госпиталей России и аннексированного Крыма с января 2022 года по середину июня 2024 года. Еще в ней есть ограниченные сведения о раненых, прошедших через гражданские больницы, а также госпитали в аннексированных частях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей и в Беларуси. Во многих, но не во всех случаях в базе есть личные данные пациента, а также информация о месте его службы, тяжести ранения, длительности и исходе лечения.
По ней можно оценить общее число российских раненых?
Нет. База неполная: в ней нет легкораненых, быстро отправленных обратно на фронт, а также нет большинства тех, кто проходил лечение в военных госпиталях аннексированных регионов Украины (не считая Крыма) и гражданских больницах. «В гражданские больницы военные попадают в основном тогда, когда происходит „выплеск“, связанный с активизацией наступательных действий, потери резко растут, а мест в госпиталях нет», — объясняет Алексей Жиляев. По пациентам, которые присутствуют в базе, не всегда изложена вся информация (у многих отсутствуют даты рождения, диагноз, данные об исходе лечения и так далее) — а когда она есть, ей не всегда можно доверять (тяжесть ранения часто может быть указана ошибочно или намеренно занижена).