Канадское предприятие, специализирующееся на добыче графитовой руды, перенесло свою штаб квартиру за пределы страны, чтобы привлечь новые зарубежные инвестиции. Связан данный шаг с решением Оттавы: федеральное правительство ужесточает условия для некоторых иностранных компаний, чтобы сохранить полезные ископаемые в стране.
В начале июля Falcon Energy Materials PLC, ранее известная как SRG Mining Inc., завершила свой переезд в Абу-Даби (ОАЭ). Акции компании по-прежнему котируются на Венчурной бирже TSX.
«В настоящее время на канадском рынке акций ситуация обстоит достаточно жестко», – говорит генеральный директор Falcon Energy Materials Матью Бос.
«Ближний восток процветает. Это интересное место для бизнеса».
Переезд Falcon Energy Materials произошел после того, как Оттава начала внедрять политику, которая затрудняет инвестирование иностранными фирмами в канадские компании, добывающие такие полезные ископаемые, как литиевые, графитовые и медные руды.
Дело в том, что вышеуказанные ископаемые используются для производства аккумуляторов для электромобилей.
Ранее в этом месяце федеральное правительство заявило, что сделки с участием иностранных компаний, стремящихся приобрести крупные канадские горнодобывающие предприятия, добывающие эти полезные ископаемые, будут одобрены только «в самых исключительных» случаях.
В октябре 2022 года Оттава заявила, что инвестиции иностранных государственных компаний в такие предприятия также могут навредить национальной безопасности. Несколько дней спустя Канада высказалась о необходимости вытеснить китайские компании из национального бизнеса по добыче критических ресурсов.
В ответ горнодобывающий сектор Канады заявил, что правительство должно предоставить компаниям альтернативный доступ к инвестициям, поскольку оно запретило финансирование из определенных источников. По их словам, невыполнение этого может привести к тому, что горнодобывающие предприятия будут прибегать к редомицилированию.
Дин Макферсон, директор по развитию бизнеса в горнорудной отрасли в TMX Group Ltd., управляющей Фондовой биржей Торонто, сказал, что горнодобывающие компании стремятся внести изменения и приспособиться к заявлениям правительства, «чтобы защитить» себя, и редомицилирование – это всего лишь один из таких методов.
«Больше всего это повлияет на экономику Канады. Чистая прибыль страны от горнорудного сектора под большим риском: предприятия сделают все возможное, чтобы защитить свою доходность».
Джим Диннинг, партнер Davies Ward Phillips & Vineberg LLP, сказал, что решение Falcon Energy Materials о редомицилировании было «довольно значительным». По его словам, велось «много разговоров» о компаниях, планирующих переехать, но Falcon Energy Materials зашли дальше обсуждений.
«Данный шаг позволит компании принимать инвестиции, к которым канадское правительство относится насторожено», – пояснил Диннинг.
Falcon Energy Materials развивает свой Lola Graphite Project, расположенный в 1,000 км к северовостоку от Конарки, столицы Гвинеи.
Компания также собирается построить завод в Марокко для переработки графита, добытого из этой шахты. Цель компании – стать источником анодного материала для европейского рынка аккумуляторов.
Для достижения этой цели требовалось финансирование, поэтому в июле 2023 года они объявили о сделке с китайской компанией Carbon One New Energy Group Co.
В рамках вышеуказанной сделки китайская компания должна была приобрести около 19,4% акций Falcon Energy Materials за $16.9 млн. Но федеральное правительство помешало планам.
В марте данная сделка была расторгнута на следующий день после того, как министр промышленности Франсуа-Филипп Шампань заявил, что горнодобывающим компаниям не стоит искать «обходные пути» и что у правительства есть «несколько инструментов», чтобы убедиться, что «канадское законодательство соблюдается».
Бос сказал, что его компания была полностью прозрачна в отношении своих намерений и не пыталась обойти какие-либо правила.
Falcon Energy Materials хотела сотрудничать с китайской компанией, чтобы использовать ее технологию и поставлять графит в западный мир. В настоящее время Китай доминирует в добыче и поставках графита.
«Они впереди, независимо от того, как вы на это смотрите. И поэтому вместо того, чтобы изобретать колесо заново, мы подумали о том, что мы могли бы сотрудничать».
Разработка собственных технологий заняла бы несколько лет и большое количество денег. Вариант сотрудничества с китайской компанией мог бы существовать до тех пор, пока запад бы не разработал собственные технологии для создания батарей и аккумуляторов.
Бос сообщил, что федеральное правительство в целом понимало, что хотела сделать компания. Весь процесс занял больше времени, чем ожидалось.
«Настало время двигаться дальше: мы не можем ждать вечно. Мы понимали, что маловероятно прийти к решению, которое устраивало бы и нас, и правительство».
По словам Боса, оценка правительства была завершена, как только Falcon Energy Materials отказалась от сделки с китайской компанией.
Бос сказал, что не хочет связывать уход своей компании из Канады с более строгой политикой федерального правительства. Вместо этого он говорит о том, что Абу-Даби станет идеальным местом для новых возможностей.
Теперь Falcon Energy Materials не нуждается в каком-либо одобрении правительства Канады для проведения сделок. Однако Бос отмечает, что деятельность его компании по-прежнему будет нуждаться в одобрении Фондовой биржи Торонто.
Он заявил, что не пытался связаться с китайской компанией, сделка с которой сорвалась в марте. Тем не менее Бос изучает возможность сотрудничества с другими компаниями как в Китае, так и в других странах.
В 2022 году другая компания, Lithium Chile Inc., также потеряла китайские инвестиции. Ее директор по операционным вопросам Мишель ДеЧекко сказала, что шаг Falcon Energy Materials лишь подчеркивает тот факт, что федеральному правительству необходимо пересмотреть свою политику относительно иностранных инвестиций в горнодобывающие компании страны.
«Потеря крупной горнодобывающей компании будет иметь негативные долгосрочные последствия для страны. Наша главная обязанность как публичных компаний заключается в создании акционерной стоимости, а ограничительная политика правительства в отношении критически важных полезных ископаемых, которая ограничивает нашу способность принимать китайские инвестиции, серьезно препятствует этой цели».
Несмотря на то, что компании Боса удалось покинуть Канаду, это было нелегко, и он не рекомендовал бы поступать аналогичным образом каждому.
«Все это заняло много сил, времени и денег. Тут речь идет не о $50,000, а о куда более крупной сумме. Множество менее крупных горнодобывающих компаний не располагают такими средствами».
Бос также упомянул и о высоком налоге за переезд, и о том, что он открыт для общения с директорами других компаний, которые тоже хотят редомицилироваться.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.