Кати Суоминен и Даниэль Голдфарб считают: экспорт цифровых услуг увеличивается быстрее, чем экспорт товаров. Оттаве следует по-другому подходить к обсуждению вопросов торговли, учитывая этот факт.
Пока Дональд Трамп вновь грозит 35-процентными пошлинами, в Канаде заголовки новостей, по понятным причинам, снова зациклены на тарифах на товары и на том, что с этим делать. Однако, сосредоточивая внимания только на этом, Канада упускает из вида следующее: сейчас самым быстрорастущим экспортным сектором страны является вовсе не нефть или автомобили, а цифровые услуги.
Цифровые услуги — это нематериальные продукты, которые продаются и поставляются онлайн: от программного обеспечения и видеопроизводства до IT-консалтинга, дизайна, инженерных расчётов и онлайн-обучения. Такие услуги не пересекают границу физически — они передаются через интернет и платформы, напрямую от исполнителя к заказчику за рубежом.
Объём экспорта таких услуг за последние 20 лет рос почти в четыре раза быстрее, чем другие экспортные направления Канады. При этом о них почти не говорят на государственном уровне, когда речь заходит о торговле.
Согласно новому аналитическому докладу Asia Pacific Foundation of Canada, почти две трети всех экспортируемых Канадой коммерческих услуг теперь приходится на цифровые. Особенно быстро растут направления вроде программного обеспечения, инженерных решений, видеопроизводства и IT-консалтинга.
Цифровая торговля набирает обороты не только в Канаде. С 2005 года экспорт и импорт цифровых услуг в мире росли в среднем более чем в три раза быстрее, чем товарооборот. Сейчас на цифровую торговлю приходится свыше половины всех экспортируемых услуг по всему миру.
Наиболее активно цифровые услуги закупают такие страны, как Индонезия, Вьетнам, Чили, Перу, Филиппины и Индия.
В этих странах растёт спрос на технологии в IT, финтехе и электронной коммерции.
На рост влияет развитие облачных технологий, онлайн-платформ и автоматического перевода. И всё это ускоряется благодаря новым возможностям искусственного интеллекта.
У Канады есть хорошие шансы занять прочную позицию на этом рынке. В стране работают ведущие специалисты в сфере ИИ, есть сильные цифровые компании и иммигранты из стран с быстрорастущими цифровыми рынками. Кроме того, канадцы — одни из самых активных пользователей генеративного ИИ в мире.
Федеральное правительство создало пост министра по ИИ и цифровым инновациям. Канадские переговорщики включали цифровые положения в торговые соглашения, например, в CUSMA и Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве.
Но, несмотря на это, Канада пока не в полной мере использует свой потенциал. Хотя объёмы экспорта цифровых услуг и растут, доля страны на мировом рынке — менее 3%. Это намного ниже, чем у Великобритании, Франции и Нидерландов.
Оттаве стоит по-новому взглянуть на торговлю — с учётом цифровизации и развития ИИ. Цифровая торговля не привязана к географии и меньше подвержена ограничениям, чем физическая. При этом она является одним из тех направлений, где Канада может уверенно конкурировать благодаря своим технологиям, кадрам и опыту.
Канаде стоит поставить четкую национальную цель: удвоить свою долю в мировом экспорте цифровых услуг к 2030 году, и добиться, чтобы как минимум половина экспорта в данном секторе приходилась на страны за пределами Северной Америки. Данный шаг поможет привлечь внимание правительства, бизнеса и экспертов к стремительно развивающемуся сегменту мировой экономики — цифровым услугам. Кроме того, это позволит выявить и устранить барьеры, с которыми сталкиваются канадские компании, работающие на зарубежные цифровые рынки.
Канада уже оказывает поддержку экспортёрам — через торговых представителей и программы финансирования. Но всё это действует разрозненно, без общей цели. Кроме того, те, кто отвечает за развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий, практически не взаимодействуют с теми, кто занимается торговой политикой. Чёткая общенациональная цель могла бы связать эти направления воедино.
Канадские компании в традиционных секторах, таких как обрабатывающая промышленность, агропродовольственная и горнодобывающая промышленность, также могли бы выиграть от более широкого внедрения цифровых услуг в свой экспорт. Но данные показывают, что большинство таких компаний почти не используют цифровые решения. А ведь развитие торговли цифровыми услугами могло бы помочь этим отраслям стать более конкурентоспособными и устойчивыми, особенно в условиях нынешнего торгового кризиса.
Цифровую торговлю стоит рассматривать как важнейшую часть экономической стратегии Канады. Необходимые инструменты для этого у страны уже есть.
Повышенное внимание к цифровой торговле поможет снизить риски для всей экспортной модели Канады. Это расширит как виды торговли, так и географию внешних рынков, сделав экономику более устойчивой, особенно в условиях возможного обострения торговых конфликтов при втором сроке Трампа.
Кати Суоминен — основатель и генеральный директор компании Nextrade Group, а Даниэль Голдфарб — заслуженный член Asia Pacific Foundation of Canada.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.