За шесть дней метели Торонто оказался под слоем снега толщиной более фута, который быстро превратился из мягкого одеяла в скользкую, коварную кашу. Множество трамваев были заблокированы припаркованными машинами, торчащими из сугробов, смелые усилия жителей по расчистке снега были сведены на нет капризами городских снегоочистителей, и жизнь в целом стала немного сложнее.
Среди тех жителей Торонто, которые попали в снежный плен, оказался советник Джош Мэтлоу, который давно призывал город активизировать свою роль в процессе расчистки снега. Мэтлоу возлагает вину на странный контракт, который он подписал с несколькими частными поставщиками снегоочистителей два года назад.
Журналисты издания Toronto Life встретились с Мэтлоу, чтобы обсудить логистику раскопок города, проблемы с приватизацией и то, как будет выглядеть его идеальная система расчистки снега.
Как уборка снега повлияла на вашу жизнь?
Смотрите, моя жена и я не жалуемся на то, что чистим тротуар перед нашим домом. Но на днях мы с соседями приложили все усилия, чтобы расчистить его, а затем снегоочиститель навалил на нашу прекрасную чистую дорожку замерзшую гору льда. Теперь это айсберг. Мне понадобится зубило, чтобы его расчистить. Хуже всего то, что я слышал от избирателей. Я разговаривал с людьми с ограниченными возможностями, которые оказались заперты дома последние три недели, а также с родителем, которому для того, чтобы пройти по дороге с коляской, пришлось выйти на оживленную полосу движения, потому что тротуар не был расчищен.
Неужели это лучшее, что может сделать город?
Нет, не лучшее. В 2020 году я убедил мэра Джона Тори расширить очистку тротуаров от снега на те районы города, которые не были охвачены, такие как центр города. Но я не смог убедить его вложить достаточно денег в меры реагирования на экстремальные погодные условия. Осенью город разместил эти объявления на автобусных остановках, хвастаясь тем, как он готов справиться с зимой. И все же, после нескольких снежных бурь возникло множество проблем.
Это был Тори, но что делает нынешний мэр Оливия Чоу по этому поводу?
Справедливости ради надо сказать, что она не была мэром, когда контракт был одобрен. Большинство политиков считают, что часть их роли — рассказывать всем, какую прекрасную работу они делают. Но люди видят это насквозь. Прямо сейчас на всех городских пресс-конференциях звучит: «Все отлично — машины едут». Гораздо лучше признать, где что-то не так, а затем посвятить себя решению проблемы. Когда я был ребенком, мой отец говорил: «Никто не станет чинить вещь, до тех, пока ее не объявят сломанной». Вот чего я хочу, чтобы сделал Торонто.
Если мы сейчас говорим о пересмотре контракта, разве мэр Чоу не могла сделать это прошлым летом?
Справедливое замечание. Сотрудники сказали мне, что в июле они представят отчет о зимних услугах города для обсуждения в совете. Я поговорю с мэром о том, насколько важно реально оценить проблемы с контрактом и предоставить более качественные услуги. Тестом станут ее действия.
Было бесчисленное множество случаев, когда целые трамваи — иногда несколько подряд — блокировались одной припаркованной машиной, выступающей на пути, которая сама была заблокирована снежным сугробом. Штраф за это составляет жалкие $200. Пришло время для ужесточения ответственности?
Я вношу предложение в следующий совет TTC об увеличении штрафа за это. Это была огромная проблема. Штраф в $200 не несет правильного посыла. Большинство людей думают о других, но некоторые люди эгоистичны. Если они знают, что это влетит им в копейку, они передумают.
Что именно город мог бы сделать лучше?
Я не уверен, что городские подрядчики по очистке снега эффективно раскапывают пешеходные переходы или остановки автобусов и трамваев TTC, где — если транспортное средство когда-либо прибудет — трудно, если не невозможно, преодолеть гору снега перед дверью. Это неразумно! Также не было достаточной подготовки, чтобы справиться с открытыми участками метро, что создало хаос во всей системе. И город, и TTC могли бы постараться лучше.
Вы были одним из немногих советников, проголосовавших против нашего текущего контракта на уборку снега, когда он был подписан при Тори в 2023 году. Вы знали что-то, чего не знали мы?
Этот контракт стоил примерно $1,5 миллиарда, и он обязывал нескольких разных подрядчиков предоставлять услуги по уборке снега, борьбе с обледенением. Сотрудники транспортных служб обещали нам, что система будет работать хорошо, однако они очень поспешно принесли контракт в совет. Они сказали: «Вы должны это подписать», но не дали нам достаточно времени, чтобы его изучить. Я из тех людей, которые любят читать контракты перед тем, как их подписать, — это моя работа. К сожалению, мэр и большая часть совета все равно его поддержали, и им не следовало этого делать.
На какой срок мы в ловушке этого конкретного контракта?
Он действует до 2029 года, и есть возможность продлить его еще на три года. Но стоит посадить подрядчиков за стол переговоров до этого. Мы не можем просто так опустить руки. У нас есть проблема, и ее нужно решить. Это не должно повториться.
Какова ваша идеальная общегородская промышленная снегоочистительная система?
У Монреаля гораздо больше ресурсов для зимней погоды. Их снегоочистители ездят вверх и вниз по улице, а за ними следуют грузовики, собирающие снег, который отправляют и сбрасывают в другое место, операция, на которую уходит около 3000 человек и 2500 транспортных средств. Заметьте, у нас около 1400 транспортных средств, 140 из которых — самосвалы, которые делают то же самое. Но они ездят со скоростью всего один километр в час, а у нас 5600 километров улиц. Это как нанять армию ленивцев. Это не сработает. Жители видят, что город не очистил тротуары, поэтому они делают это сами, сгребая снег на улицу. И вот, снегоочиститель приезжает и выкидывает все это обратно на тротуар в виде айсберга. Этого недостаточно!
Всегда ли приватизация основных общественных услуг является ошибкой?
Я никогда не рассматривал дебаты о передаче услуг на подряд через идеологическую призму. Я даже иногда поддерживал это. Но на протяжении многих лет, одна за другой, многие из этих приватизированных городских служб не выполняли то, что обещали. Политики любят говорить, что приватизация делает вещи более надежными и рентабельными. Однако посмотрите на контракт Astral Media, который город подписал на мусорные баки и рекламные постеры. Это дешевый пластик, который все время ломается; Astral плохо справляется с их обслуживанием. Пришло время подумать о том, чтобы снова сделать такие услуги общественными.
Мы уже платим $1,5 миллиарда за то, что у нас есть. Насколько дороже нам обойдется лучшая система, особенно если это услуга, которая нам нужна всего несколько раз в год?
Это зависит от того, как вы ее смоделируете. Если нам нужны услуги подрядчика только изредка, это можно прописать. Если у нас будет зима, как в прошлом году, которая больше напоминала погоду в Ванкувере, нам не придется платить так много за уборку снега. Это должно быть масштабно. Но просто сказать «Давайте заплатим $1,5 миллиарда и подождем три недели» недостаточно. При таком раскладе снег растает до того, как они приступят к его уборке.
Может ли новая система означать более высокие налоги?
Идеологическая битва может быть всякий раз, когда мы говорим о налоговых ставках. Но, если отойти от этого, то не так важно удерживать налоги от роста, как вкладывать средства в высококачественные услуги. Я не против платить немного больше, чтобы получить лучшее, и я думаю, что большинство людей согласятся. Я знаю, что Торонто может добиться большего, потому что другие города добиваются большего. Давайте не будем довольствоваться посредственностью, чтобы сэкономить несколько долларов. Давайте будем стремиться к лучшему.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.