ClickCease
Ваш Гид
Куклы и мода
September 6, 2010
На протяжении многих столетий история моды неразрывно связана с историей кукол. Одно из первых исторических упоминаний о них связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры, у которой была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний.
Однако считается, что «модные куклы» (Fashion Dolls) впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и детали одежды. Еще в XIV веке английская королева регулярно отправляла своих послов в Париж за такими куклами. В 1396 году придворный портной французского короля написал расписку о получении 450 франков – суммы, по тем временам, весьма значительной – за пошив гардероба для модной куклы в подарок английской королеве. А когда король Франции Генрих IV женился на итальянке Марии Медичи, то послал ей в подарок несколько модных кукол в роскошных платьях, желая поразить невесту изысканностью жизни французского двора.
Чуть позже «модные куклы» появились не только в великосветских домах, но и в тех, где дамы пристально следили за прихотями изменчивой моды. Куклы эти, названные Пандорами – Большой и Маленькой, служили для демонстрации новейших направлений моды. Пандора Большая демонстрировала парадную одежду, а Маленькая – уютные домашние туалеты.
Известно, что русская царица Елизавета самолично поджидала прибытия в Санкт-Петербургский порт французских кораблей, дабы «перехватить» самые последние образчики тканей, лент и кружев, – прежде чем с ними ознакомятся другие модницы. Елизавета, переодевавшаяся на балах и маскарадах по несколько раз, появлялась на людях в виде ожившей куклы-Пандоры, чьи наряды были образцом для подданных. Настоящие же «Пандоры» оставались недоступными широкому кругу придворных и вместе с прочими сокровищами оседали в Оружейной палате.
Расцвет модных кукол пришелся на XVIII столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, а на всей ее территории процветали многочисленные маленькие дворы, где дамы живо интересовались новыми тканями и фасонами. Французская торговля предметами моды не прекращалась даже во время войны за испанское наследство, вспыхнувшей в начале XVIII века, – несмотря на то, что Англия и Франция были в ней противниками. В 1704 году, в самый разгар боевых действий, один из французских генералов писал: «Эпизод, достойный того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный «зеленый коридор» для провоза кукол-манекенщиц».
После войны посол Франции в Лондоне господин Дюбуа заказал парижской белошвейке мадмуазель Филон большую куклу с последними моделями нарядов для лондонских дам. В письме он заметил, что «англичане живо интересуются даже тем, что нынче носят под юбками», и просил выслать ему образцы нижней одежды.
«Модные куклы» завоевывали все больший рынок. Известные модистки дарили таких кукол своим клиенткам и регулярно присылали для них наряды, надеясь получить выгодный заказ. Лишь в начале XX века они отправились на покой и окончательно поселились в музейных коллекциях, а им на смену пришли многочисленные журналы мод, бумажные куклы и живые манекенщицы.
К концу ХIХ века появились первые художественные куклы – настоящие произведения искусства тончайшей ручной работы. Считается, что первая художественная кукла была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица»), одетая в самое настоящее тканевое платье. Кукла была представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. И только век спустя художественные куклы стали новым направлением в искусстве. Современные куклы поражают удивительным разнообразием используемых материалов и технических авторских приемов. Именно в художественной кукле возродилась забытая «Пандора» и проявилась в своем новом качестве «Fashion Doll».
Мастера кукольники придают огромное значение деталям одежды и мелким аксессуарам. Каждый элемент костюма точно подбирается по цвету и форме, в соответствии со стилем эпохи, в котором выполнена кукла. «Fashion Dolls» стали прекрасным образцом союза моды и искусства, возродив забытую на время профессию мастеров-кукольников.
В Торонто настоящие «Fashion Dolls» можно увидеть в бутике GIZIA, где искусство высокой моды гармонично сочетается с «кукольным» мастерством.

Валерия Кузнецова, мастер-кукольник
416-723-1339
бутик "GIZIA"
Login to post a comment
There are no comments yet
Release Archive